Центру перспективных разработок Московского транспорта исполнился год

Внедрение современных технологий в транспортной сфере — одна из ключевых задач Стратегии развития Москвы. Для того, чтобы новинки как можно быстрее проходили путь от идеи до внедрения в повседневную практику, в конце прошлого мая мы открыли Центр перспективных разработок Московского транспорта.

Центр стал единой площадкой, на которой сосредоточены подразделения Московского транспорта, отвечающие за разработку, тестирование и внедрение инновационных решений. Он объединяет большую команду инженеров, программистов, аналитиков данных и экспертов в области городского транспорта. Многие сотрудники имеют опыт работы в ведущих российских и зарубежных ИТ-компаниях.

Специалистами Центра ведется разработка интеллектуальных систем для управления транспортом, цифровых сервисов, мобильных приложений, тестирование и настройка турникетов, валидаторов, автоматов по продаже билетов и многое другое.

Среди приоритетных направлений — разработка и тестирование беспилотного транспорта.

В этой сфере успешно развивается проект первого в России беспилотного трамвая. Модель 71-911ЕМ «Львёнок-Москва» уже преодолела более 5 тысяч километров, а осенью в районе Строгино начнется регулярное движение с пассажирами по маршруту.

Планируем к 2030 году охватить беспилотными технологиями большую часть трамвайной сети.

Параллельно в столичном метро идёт подготовка к запуску беспилотного поезда на Большой кольцевой линии. Для начала – в ночное время и без пассажиров.

В этом году начнем тестировать систему на современном поезде серии «Москва». Искусственный интеллект обеспечит разгон, торможение, а также открытие и закрытие дверей. Во время испытаний в кабине будет находиться машинист для контроля работы системы и обеспечения безопасности.

К концу 2026 года планируем подготовить рабочий образец поезда, способного курсировать в беспилотном режиме с учётом интервалов московского метро — 90 секунд в наиболее актуальные часы на основных линиях. Состав также будет ходить под контролем машиниста.

Для реализации проекта на БКЛ развернут технологическую сеть 5G, которая обеспечит сверхбыструю и надёжную связь для взаимодействия поезда и с остальной инфраструктурой движения.

С началом летней навигации мы начали тестировать первый безэкипажный катер с беспилотным управлением. Он был разработан для нужд Главного управления на транспорте МВД России, и со временем станет универсальным помощником транспортной полиции.

С его помощью полиция сможет мониторить акваторию, контролировать нарушения, проводить гидрографические исследования.

Катер оснащён камерами, лидарами и современными навигационными системами, а его движением управляет искусственный интеллект.

* * *

Немаловажным направлением работы Центра перспективных разработок является создание и внедрение современных платежных решений для пассажиров. Здесь функционирует первая в России лаборатория билетных систем.

Среди значимых продуктов лаборатории – внедрение функции активации онлайн-пополнения карт «Тройка» и карт москвича на турникетах метро и МЦК, а также на валидаторах трамваев.

Раньше пассажирам после онлайн-пополнения приходилось прикладывать карту к жёлтым терминалам на станциях метро. Теперь билет записывается автоматически при стандартной оплате проезда на турникете или валидаторе трамвая. Это экономит до 20 минут в месяц для каждого пассажира, который удалённо покупает билеты.

Лаборатория также участвовала в разработке и тестировании виртуальной карты «Тройка», позволяющей оплачивать проезд смартфоном любого производителя. С ее помощью проезд в городском транспорте Москвы пассажиры оплатили почти 6 млн раз.

Сейчас столичные специалисты тестируют автоматическую активацию онлайн-пополнения карт «Тройка» и карт москвича на валидаторах автобусов и электробусов.

В 2025 году благодаря разработкам Центра во флагманском транспортном приложении «Метро Москвы» появятся новые функции. Пользователи получат возможность строить маршруты с учетом средств индивидуальной мобильности. Велосипеды можно будет взять в аренду, не выходя из приложения.

Кроме того, приложение, которым ежемесячно пользуются более 2,5 млн человек, получит обновленный дизайн – более стильный и интуитивно понятный.

К слову, Центр перспективных разработок Московского транспорта стал и интересной точкой притяжения и настоящим украшением района Кунцево. В ходе реконструкции здесь полностью обновили инженерные системы, заменили кровлю, железобетонные перекрытия, провели внутреннюю отделку и перепланировку, обновили фасад.

За год с небольшим в атриуме Центра прошло больше 30 лекций, на которых побывали свыше 1,2 тыс. человек. Наиболее востребованными оказались познавательные встречи на тему создания навигации, развития пассажирских сервисов, а также истории транспорта столицы. В стенах лектория посетителям рассказывали и о проектах самого Центра: оборудовании беспилотного трамвая и принципах его работы, а также информационных сервисах метрополитена.

Благодаря созданию Центра перспективных разработок удалось существенно ускорить модернизацию транспортной инфраструктуры Москвы и повысить качество транспортных услуг для жителей города.