Наши задачи. Транспортная программа до 2030 г. Часть I

Дорогие друзья,

В конце 2023 г. я поставил задачу разработать базовые отраслевые программы развития Москвы до 2030 г., а по некоторым отраслям – и на более дальнюю перспективу. 

Подготовка этих документов позволит нам подвести итоги проведенной работы, заглянуть вперед, сформулировать главные цели, скоординировать работу всех Комплексов и сконцентрировать ресурсы на результат.

О наиболее важных и интересных программах обязательно расскажу вам в серии постов, которые будут опубликованы в ближайшее время.

Начнем с модернизации и развития транспортной системы Москвы до 2030 г.

Наиболее амбициозная программа, которую предстоит реализовать в ближайшие годы. Наша цель – сделать одну из лучших транспортных систем в мире основой для развития лучшего города Земли.

С чего мы начали в 2010 г. и чего достигли к концу 2023 г.? Какова наша главная цель?

В 2010 г. мы ставили перед собой цель – предотвратить транспортный коллапс и в максимально короткие сроки решить накопившиеся проблемы.

Действовать мы стали сразу по всем направлениям одновременно. За основу взяли развитие рельсового транспорта: метро и интеграцию ж/д в городскую инфраструктуру.

Параллельно шла расшивка узких мест на дорогах и строительство новой дорожной сети.

Мы начали и во многих сегментах полностью завершили обновление парка подвижного состава всех видов городского транспорта. На смену маршруткам пришли новые комфортные и безопасные автобусы, где действуют единые городские тарифы и льготы для школьников и пенсионеров.

Было создано удобное, качественное, полностью легальное и доступное такси. Внедрен контроль за соблюдением правил дорожного движения, что помогло снизить смертность на дорогах за последнее десятилетие в 3 раза. За счет платной парковки с улиц Москвы исчезли хаотично припаркованные автомобили, в том числе на тротуарах.

Запущены новые виды транспорта Москвы – такие, как регулярные электрические суда, каршеринг, велопрокат и прокат самокатов.

Протяжённость пешеходных зон увеличилась в сотни раз, появились современные цифровые сервисы и мобильные приложения, новые способы оплаты проезда.

Москве удалось сделать городской транспорт предсказуемым, доступным, комфортным и безопасным. Ему стали доверять москвичи.

Было:

В 2010 г. метро было перегружено. Из-за скопления людей в поездах на станциях пассажиры не могли зайти в первый прибывающий состав, а лишь во второй или третий. Один рабочий день тратил москвич в очереди в кассу каждый месяц (20 минут в день).

Стало:

Москва — №1 по темпам развития рельсового каркаса в Европе. В результате беспрецедентных по объему работ сегодня вместо 182 станций метро мы имеем 430 станций метро, МЦК и МЦД. За 13 лет благодаря строительству новых линий в метро не осталось перегруженных перегонов.

Вместо бумажных билетов и хронических очередей – карта «Тройка», оплата по биометрии, мобильные приложения «Московский транспорт», «Метро Москвы» и «Парковки России», Wi-Fi, USB-зарядки и множество умных сервисов, помогающих пассажирам.

Было:

В 2010 г. все тротуары центра города были заставлены машинами, места «продавали» за наличные парковщики. А хронические заторы и постоянные аварии стали главной головной болью всех горожан.

Стало:

Дороги Москвы стали самыми безопасными в России и одними из самых безопасных в мире. Более 2,5 тыс. жизней мы сохранили с 2010 г.

В Москве работает лучшая в России система оплаты парковок — 99% оплат через мобильные сервисы, в т.ч. самое удобное и современное приложение «Парковки России».

Создан самый современный в Европе Ситуационный центр ЦОДД — сердце Интеллектуальной транспортной системы. Здесь 24/7 следят за движением и управляют потоками с помощью камер, светофоров, датчиков и табло.

Было:

Наземный городской транспорт был также перегружен и устарел. Москвичи отмечали низкий уровень пассажирского обслуживания. А кроме того, опасные маршрутки, которые устраивали гонки на дорогах и за клиентами.

Стало:

В Москве сформирован самый молодой парк наземного городского транспорта в Европе, столица — №1 по количеству электробусов.

Пассажиров перевозят современные и комфортные автобусы, трамваи и электробусы.

Решена проблема маршруток — перевозчики заключили с городом контракты и работают по единым высоким стандартам обслуживания.

Московский транспорт преобразился, на него равняются другие мегаполисы.

Неважно, каким транспортом пользоваться, – в среднем москвичи сегодня экономят до 7 дней в год на поездках от МКАД до центра и обратно на городском транспорте. А сами поездки стали намного комфортнее и безопаснее.

Думаю, практически каждый москвич заметил разницу между тем, что было и как стало. Однако оставаться на месте будет крайне неправильно. Ведь и смысл транспорта – это движение, постоянное развитие.

Из чего исходим?

Население Москвы продолжает расти.

Сегодня нас 13 млн человек, к 2030 г. по прогнозам будет приблизительно 14 млн. Добавим к этому 9 млн жителей Подмосковья. Итого – всего через 6-7 лет в Московской агломерации будет проживать примерно 23 млн человек.

Рост населения – это необходимое условие для развития, но вместе с ростом населения будет увеличиваться и нагрузка на транспортную систему.

Да, конечно, мы смогли радикально изменить градостроительную политику. В отличие от прошлых лет сегодня большинство новых рабочих мест создается не в центре, а ближе к жилым районам. Расширяются гибкая занятость и удалёнка. В результате снижается маятниковая миграция, которая на протяжении десятилетий была главной проблемой транспортной системы Москвы.

Но люди остаются людьми. Чтобы жить полной жизнью, нужно общаться друг с другом. Доказательство – быстрое возвращение пассажиров в городской транспорт после окончания пандемии.

Если мы хотим, чтобы транспортная ситуация продолжала улучшаться, ее развитие должно опережать рост населения и экономики Московской агломерации, а не плестись в хвосте.

Отсюда и …

Ключевые задачи Транспортной программы до 2030 г.

Планы на будущее — огромные по всем направлениям.

Еще больше вырастет сеть рельсового каркаса, а Москва примет самое активное участие в работе над крупными инфраструктурными проектами федерального значения – такими, как ВСМ и развитие ЦТУ.

Важнее всего для нас — постоянно повышать комфорт пассажиров. Поэтому продолжим обновлять подвижной состава и создавать Московские городские вокзалы, чтобы пассажиры всего за несколько минут с комфортом смогли пересаживаться между разными видами транспорта. Будет повышена пешеходная доступность новых кварталов, чтобы создать быстрые маршруты напрямую к станциям от жилых комплексов.

Больше будем использовать современные технологии, в т.ч. для развития беспилотного трамвая.

Москвичи всегда открыты трендам и охотно пользуются технологичными новинками, поэтому будет и дальше развиваться оплата по биометрии во всех видах транспорта.

Будем активнее внедрять искусственный интеллект для управления Интеллектуальной транспортной системой и тарифами на парковки. Сервисы Московского транспорта будут доступны во всех экосистемах ведущих компаний. Большую часть транспортного парка Москвы составят самые современные электрические модели российского производства: от машин такси – до пригородных поездов.

При разработке Программы развития Транспортного комплекса мы опирались на мнение москвичей. Более 90% позитивно оценивают преобразования в транспорте города за последние 10 лет. Жители Москвы очень довольны улучшениями. Они особенно отмечают развитие метро и появление новых видов транспорта – электробусов, МЦД и МЦК.

Что касается идей о будущем, то жители Москвы считают, что оно за электротранспортом, а из новых видов транспорта может появиться беспилотный. Если говорить об инновационных технологиях, то, по мнению москвичей, будут активно развиваться биометрия и другие способы бесконтактной оплаты, а безопасность пассажиров будет обеспечиваться преимущественно за счет видеонаблюдения.

 

Приоритетные направления:

Развитие рельсового каркаса – метро, МЦД и городского трамвая.

Мы продолжаем проекты, начатые в прошлые годы. И – что принципиально важно – радикально расширяем территорию нашей работы.

Сначала мы развивали рельсовый транспорт в границах Москвы. Затем проект охватил ближайшие города Подмосковья, результатом чего стали четыре диаметра МЦД.

В 2024-30 гг. речь пойдет о развитии рельсового каркаса всего Центрального транспортного узла (Москва, Московская область, + близлежащие регионы), а также о создании сети высокоскоростных магистралей.

Если конкретно:

1. До 2030 г. в городе будут открыты 3 новые линии метро (Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлёвская) и 48 станций рельсового каркаса: 39 новых станций метро и 9 новых/реконструированных станций МЦД.

2. Мы рассмотрим варианты и примем решение о включении в тарифную систему московского транспорта Ярославского и Павелецкого направлений железной дороги. Всего - 39 станций.

В результате билетная система московского транспорта охватит все пригородные направления. Это позволит пассажирам принимать решение о своем маршруте исходя из времени и удобства, а не стоимости поездок.

3. К 2030 г. тактовое движение поездов будет организовано на всем Центральном транспортном узле. Поезда, связывающие Москву с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходить в 6 раз чаще.

4. В результате реконструкции и модернизации 125 станций МЦД и МЦК будут соответствовать стандарту Московского городского вокзала.

5. Совместно с Правительством России, ОАО «РЖД», Сбером и администрациями соответствующих регионов планируем реализовать проект ВСМ-1 «Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург», что позволит сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут.

Результатом реализации этой программы будет новая транспортная реальность для 31 млн человек – жителей Москвы и всей Центральной России, 8,8 млн человек – жителей СЗТУ, а также максимально тесная интеграция Москвы и Санкт-Петербурга, двух крупнейших городов нашей страны.

О других направлениях Транспортной программы – в следующих постах.