Тысячи спасенных жизней. Первые результаты работы флагманских центров городских больниц

Внедрение нового стандарта экстренной помощи является одной из ключевых задач в сфере здравоохранения, которую мы решаем в 2023 г.

В течение года в Москве будет завершено создание 6 флагманских центров городских больниц, открытие которых радикально изменит привычный облик городского здравоохранения.

В январе в больнице им. В.В. Вересаева был открыт первый флагманский центр.

В марте пациентов начал принимать флагманский центр НИИ скорой помощи им. Склифосовского.

И сегодня уже можно говорить о первых результатах их работы.

Флагман ГКБ им. Вересаева принял более 20 тыс. пациентов или порядка 150 человек в сутки. Проведено более 7,5 тыс. операций, в т.ч. в гибридных операционных с участием хирургов разных специализаций.

Порядка 40% пациентов – инфаркты, инсульты и другие сердечно-сосудистые заболевания.

Примерно треть – аппендицит, холецистит, панкреатит и другие острые хирургические патологии.

Чуть больше 15% - травмы и отравления.

Примерно каждый пятый пациент (18%) был направлен по «красному» потоку. Врачи приступали к борьбе за его жизнь с первой минуты поступления в стационар.

37% госпитализаций прошло по «желтому» потоку, остальные – по «зеленому».

Флагманский центр НИИ им. Склифосовского принял первых пациентов 6 марта 2023 года. За три месяца работы сюда поступили более 11,5 тыс. человек, проведено более тысячи операций, 70 из которых – в гибридных операционных.

С учетом профиля Склифа, 40% пациентов – различные травмы, 23% - острые хирургические патологии, инфаркт или инсульт – 5% пациентов.

8% пациентов поступили в тяжелом состоянии по красному потоку.

В критических ситуациях важен и эмоциональный настрой. Поэтому во флагманских центрах, впервые в практике городского здравоохранения, появились социальные координаторы. Их услуги оказались востребованными и актуальными: специалисты помогли пациентам по более чем 400 вопросам.

Работа сотрудников включает в себя несколько этапов, во время которых составляется «маршрут помощи». При необходимости соцкоординаторы свяжутся с родственниками, помогут восстановить документы. Важнейшая задача – заранее продумать пути решения социальных проблем, которые могут возникнуть после выписки из больницы.

А в случае возникновения тревоги, переживаний или стресса пациентов и их близких поддерживают психологи, работающие в команде с социальными координаторами. Уже более 500 человек получили помощь психологов.

Для получения помощи не нужно писать никаких заявлений. Достаточно пригласить социального координатора или психолога и рассказать о проблеме.

Особое внимание специалисты уделяют пожилым, людям с инвалидностью, многодетным семьям, но поддержку может получить каждый.

Администраторы центров госуслуг также работают в командах двух флагманских центров городских больниц. Входная зона, стойка регистрации, зоны комфортного ожидания для сопровождающих, диагностическое отделение и многое другое — практически в каждой зоне флагманского центра можно встретить администраторов, которые с вниманием и заботой относятся к людям. Они встречают пациентов, регистрируют их в ЕМИАС, при необходимости сопровождают, размещают в смотровых, приглашают врачей и специальные службы, общаются с сопровождающими.

Открытие флагманских центров радикально меняет облик московских стационаров. Дружелюбная атмосфера, быстрое и эффективное лечение – ради этого стоило реализовать этот большой проект.

И в заключении хочу привести то, как сами врачи оценивают опыт работы в новых центрах.

Сергей Белышев, заместитель главного врача по экстренной помощи флагманского центра больницы В.В. Вересаева:

«Флагманский центр больницы Вересаева работает уже пять месяцев. Заработали и в полной мере оправдали себя созданные нами новые алгоритмы оказания медицинской помощи. Также у нас собрана профессиональная команда врачей. За счет понятной и удобной навигации, новых подходов к логистике и системы «Триажа» удалось существенно ускорить процесс приема пациентов. Сразу после поступления во флагманский центр они попадают в диагностический зал. Для пациентов «красного» потока, которым может потребоваться срочное хирургическое лечение, действует отделение с суперсовременными операционными на четвертом этаже нашего корпуса. Благодаря передовому оснащению этого блока мы смогли увеличить количество высокотехнологичных операций».

Навзади Фархад, руководитель флагманского центра Склифа:

«Более 11,5 тыс. пациентов за 3 месяца получили медицинскую помощь во флагманском центре Института Склифосовского. Помощь здесь оказывается по принципу «врач — к пациенту», не нужно самостоятельно ходить по больнице. Мы заранее готовы к приезду скорой помощи благодаря специальной программе, которая есть у сотрудников в регистратуре и у врачей распределительного поста. Они видят – какой пациент едет, с каким предварительным диагнозом. Мы видим, нужна ли ему реанимация или операционная, готовим бригаду, а если потребуется, можем усилить команду специалистов».