×
Сергей Собянин
23 августа в 11:29

Новый стандарт экстренной помощи

Ежегодно в московские больницы поступают тысячи экстренных пациентов – людей, которые неожиданно оказались в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью.

Если речь идет об инфаркте или инсульте, то алгоритмы медицинской помощи отработаны практически до автоматизма. Максимально быстрый приезд cкорой помощи – госпитализация в ближайший свободный cосудистый центр Москвы – единые и самые современные стандарты диагностики, лечения и последующей реабилитации пациентов. В прошлые годы мы многое сделали, чтобы добиться реального улучшения помощи пациентам с сосудистыми катастрофами.

Теперь настало время добиться таких же улучшений в сфере лечения травм, отравлений, обострения хронических заболеваний и прочих экстренных состояний, с которыми люди попадают в больницы.

 

 

Для этого еще в 2018 г. мы приняли решение о создании скоропомощных комплексов в городских стационарах, равномерно расположенных по территории города. Всего их будет шесть – в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, Боткинской больнице, ГКБ №15 им. О.М. Филатова, ГКБ им. В.М.Буянова, ГКБ им. В.В. Вересаева и ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова. В следующем 2023 году они уже вступят в строй.

Каждый комплекс – это полноценная больница с приемным и диагностическим отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц самого современного оборудования.

 

 

В общей сложности – более 600 суперсовременных коек, половина из которых – реанимационные.

В скоропомощных комплексах пациенты будут проводить от нескольких минут до суток. Здесь их обследуют, поставят диагноз, окажут всю необходимую срочную помощь, при необходимости прооперируют. А затем – в зависимости от состояния – либо переведут в профильное отделение для продолжения лечения, либо выпишут домой.

По расчетам специалистов, новые комплексы позволят оказывать эффективную и своевременную экстренную помощь до полумиллиона человек в год.

Но для этого система должна работать как часы и на самом высоком уровне. И поэтому, параллельно со строительством зданий, Правительство Москвы совместно с сообществом врачей разрабатывает и готовится приступить к практической апробации нового стандарта экстренной помощи пациентам. 

Сегодня на встрече с главными врачами стационаров мы обсудили и одобрили основные положения этого стандарта, который будет включать:

1. Единые медицинские алгоритмы.

Практикующие врачи, медсестры и профильные эксперты разработали 87 пошаговых алгоритмов, которые охватывают более 96% всех поводов для обращения за экстренной помощью.

Алгоритмы описывают действия членов команды скоропомощного комплекса (врачей и медсестер) с момента доставки пациента в приемное отделение и до начала лечения (проведения операции, реанимационных мероприятий и оказания другой помощи), включая сроки и последовательность диагностики и неотложных манипуляций.

Каждый алгоритм будет отрабатываться до автоматизма на симуляционном оборудовании на специально созданном образовательном полигоне, чтобы в реальной клинической практике члены команды действовали максимально слаженно и эффективно.

Кроме того, использование единых алгоритмов позволит новым работникам максимально быстро включаться в работу любого из скоропомощных комплексов.

 

2. Высокий профессионализм и умение работать в команде.

Высокий профессионализм каждого сотрудника, чувство локтя, взаимовыручка и поддержка являются залогом успешной работы команды скоропомощного комплекса.

Поэтому для комплектования штатов скоропомощных комплексов Правительство Москвы проведет беспрецедентный открытый конкурсный набор порядка 2 тысяч медицинских работников.

Помимо формирования профессиональных компетенций, стандарты обучения будут включать развитие и совершенствование навыков работы в команде, а также коммуникативных навыков по отношению к пациентам, их родственникам и коллегам.

 

3. Единый стандарт оснащения оборудованием.

В скоропомощные корпуса будет поставлено более 10 тысяч единиц новейшего медицинского оборудования экспертного класса: компьютерные и магнитно-резонансные томографы, аппараты ультразвуковой, рентгеновской, эндоскопической, ангиографической и лабораторной диагностики, уникальные технологические решения для отделений реанимации и многое другое.

В них будет организовано порядка 60 высокотехнологичных операционных, часть из которых – уникальные гибридные – не имеют аналогов в России. Возможности для проведения сложнейших травматологических, хирургических, сосудистых, нейро- и кардиохирургических вмешательств вырастут в несколько раз.

4. Современные стандарты организации медицинской помощи.

Маршрутизация пациентов скоропомощных комплексов будет организована по принципу «триаж» (triage) – отбор/сортировка. В зависимости от состояния потоки больных будут разделены на три категории: «красную» (нельзя ждать ни минуты), «желтую» (требуется срочная помощь) и «зеленую» (все более или менее в порядке, угрозы для жизни нет).

Больные красной категории будут без промедления направлены в реанимацию или в экстренную операционную.

Для пациентов желтой и зеленой категорий оказание помощи будет устроено по принципу «врач – к пациенту». После максимально быстрого оформления в приемном отделении пациента размещают в диагностическом зале, и все дальнейшие осмотры и процедуры проводятся непосредственно у кровати больного. На месте проведут комплексную диагностику, возьмут анализы, сделают перевязку или снимут электрокардиограмму.

Для проведения сложных диагностических исследований (КТ, МРТ) или операции пациента перевезут в соседнее помещение под наблюдением медицинского персонала. Самостоятельное хождение пациентов по кабинетам и тем более ожидание под дверью, как это часто происходило раньше, будет полностью исключено.

Удобная и интуитивно понятная система навигации поможет легко сориентироваться бригадам скорой помощи, пациентам, их родственникам и персоналу.

Ранее организация помощи по принципу «врач – к пациенту» прошла апробацию в приемных отделениях ряда городских больниц и показала очень хорошие результаты.

Цифровая система распределения пациентов по цветовым категориям в зависимости от тяжести состояния уже внедрена в ряде медицинских организаций города.

 

5. Передовые цифровые решения.

Скоропомощные комплексы будут работать в безбумажной цифровой среде. Врачи будут получать доступ к медицинской документации пациентов в электронном виде еще до прибытия cкорой.

Для принятия клинических решений можно будет воспользоваться цифровым помощником врача – системой, действующей на основе технологий искусственного интеллекта.

А в сложных случаях к услугам врачей будет телемедицинский консилиум с участием ведущих специалистов-реаниматологов, который организует Центр критических состояний Станции скорой помощи.

Для получения консультации врач, находящийся рядом с пациентом, надевает специальный шлем (очки) дополненной реальности, создающий эффект присутствия. Консультанты видят пациента как бы своими глазами и могут дистанционно оказать помощь коллегам.

Эти технологии также прошли апробацию в системе здравоохранения Москвы, в т.ч. в ковидных госпиталях во время недавней пандемии, и уже успешно реализованы в реанимациях городских больниц.

 

6. В центре внимания – пациент.

Экстренная госпитализация по скорой – огромный стресс для пациента и близких ему людей. И потому снижение уровня боли, тревоги и страха также важно для скорейшего исцеления, как и квалифицированная помощь врачей.

Просторные, максимально открытые помещения, мягкое рассеянное освещение, спокойная цветовая гамма и озеленение территории. Каждый элемент дизайна призван сделать пребывание в скоропомощных комплексах психологически комфортным. Насколько это, конечно, возможно для находящихся в стрессе людей.

На всех этапах пребывания в скоропомощном комплексе пациенты будут получать обезболивание по самым современным протоколам.

В команде стационаров будут работать социальные координаторы, которые возьмут на себя немедицинские функции, ранее ложившиеся на плечи врачей и медицинских сестер.

Например, они:

  • помогут освоиться в новой незнакомой обстановке и ответят на возникающие вопросы;
  • помогут собрать необходимую информацию о пациенте (место жительства, телефоны родственников) и определиться с потребностью в социальной помощи после выписки. В первую очередь это касается бездомных, одиноких, пожилых, инвалидов, многодетных, матерей-одиночек, иностранцев и других уязвимых категорий пациентов. При необходимости информация о таких пациентах будет передана в Центр социальной адаптации имени Е.П. Глинки, Пенсионный фонд, органы соцзащиты, посольства иностранных государств, другие ведомства и службы, которые должны решать проблемы этих людей;
  • займутся решением внезапно возникших проблем (забрать детей из школы, дозвониться жене на работу или организовать временное устройство питомца, если он остался дома один);
  • при необходимости в день выписки из стационара социальные координаторы помогут вызвать такси;
  • также они первыми окажут моральную помощь и поддержку в наиболее сложных психотравмирующих ситуациях, с которыми сталкиваются пациенты и, особенно, близкие им люди.

А если этого будет недостаточно, то на помощь придут профессиональные психологи – сотрудники Московской службы психологической помощи населению.

Социальные координаторы и профессиональные психологи оказали огромную поддержку пациентам в ковидных госпиталях. Теперь этот опыт будет распространен на скоропомощные комплексы Москвы.

 

Впервые в практике московского здравоохранения специальные условия будут созданы для близких и друзей пациентов: комфортные комнаты ожидания, кабинеты психологической поддержки и кафе.

Близкие смогут получить максимум информации о состоянии пациента, планируемых манипуляциях, перспективах выписки домой или перевода в другие отделения. Функции операторов специальных колл-центров возьмут на себя сотрудники социальной защиты.

Эту практику мы также отработали в период пандемии. И сегодня подобные социальные колл-центры уже действуют в 6 стационарах Москвы.

 

Внедрение нового стандарта экстренной помощи является сложнейшей управленческой и организационной задачей. Необходимо завершить строительство и оснастить современным оборудованием 6 крупнейших скоропомощных комплексов.

Потребуется на практике внедрить новые алгоритмы работы с пациентами, попутно дорабатывая и совершенствуя их.

И самое главное – новые принципы работы должен разделять каждый врач и медицинская сестра. Более того, они должны стать их «вторым Я».

Именно поэтому разработчиками стандарта стали не теоретики, часто витающие в облаках, а практикующие врачи и медсестры с огромным опытом работы в приемных отделениях экстренной помощи.

Уверен, что новый стандарт экстренной помощи будет хорошо принят медицинским сообществом. И поможет спасти тысячи человеческих жизней.

Москва: было - стало