Зачем Москве много хороших школ?

Странный вопрос. Все родители хотят, чтобы их дети учились в хорошей школе.

Но это – в теории. А на практике может быть несколько иначе.

Что реально хочет большинство родителей? К чему стремится большинство выпускников? Поступить на бюджетное место в вуз своей мечты. 

Но достигнуть этой цели можно по-разному.

 

Как было раньше?

Уже в 9-10 классах школьники записывались в вузы на платные подготовительные отделения.

Родители нанимали репетиторов, стараясь найти преподавателей тех вузов, куда их ребенок собирался поступать.

А как же школа? А школа была здесь ни при чем. Многие родители вообще требовали от учителей не грузить детишек лишними знаниями и заданиями. 

А как же те семьи, которые не могли платить репетиторам? Это были их личные проблемы. На крайний случай существовали десятки "контор", предлагавших  "высшее образование от 2 990 рублей в месяц".

В итоге – в Москве работали несколько десятков, действительно, сильных школ. Но массовой хорошей школы просто не было. Да и никому она была особенно не нужна.

За последние годы Рособрнадзор закрыл сотни псевдоуниверситетов и квазиакадемий. А Единый государственный экзамен разрушил привычную систему поступления в вуз.

И поначалу это стало шоком для абитуриентов Москвы. Ведь теперь они должны конкурировать за бюджетные места не только между собой, но и с лучшими выпускниками школ со всей России.

Конечно, с репетиторами можно готовиться и к ЕГЭ.

Но все же большинство родителей считают, что подготовка к единому экзамену – это задача школ.

Спрос на качественную массовую школу сегодня в Москве – просто огромный.

 

Что мы делаем, чтобы удовлетворить этот спрос?

1. Увеличиваем и выравниваем финансирование школ.

Невозможно требовать одинакового качества подготовки от гимназии, которая финансируется из расчета 120 тыс. рублей за ученика в год, и от средней школы, которая получает 63 тысячи.

Начиная с 2012/13 годов все школы финансируются Москвы одинаково по верхней планке. Сегодня это – 160 тыс. рублей на каждого старшеклассника в год. Для младших классов нормативы немного поменьше. Но тоже – равные для всех. 


2. Повышаем зарплату и стимулируем учителей.

Зарплата и премии учителей напрямую зависят от успехов учащихся – не только результатов ЕГЭ, но и побед на олимпиадах, прочих больших и малых достижений. Главное – эти достижения оценивает независимое от школы  жюри.

За "двойки" учителей никто рублем не наказывает, поэтому нет стимула завышать оценки или выпихивать из класса неуспешных учеников. 

3. Включаем конкуренцию между школами.

Высокие места в рейтинге привлекают родителей и приносят школам дополнительные средства на премии учителям.

Система оценки построена так, что каждый ученик своими успехами может повысить рейтинг школы.

Но ни один ученик своими неудачами не может снизить рейтинг. Это тоже сделало специально, чтобы у школ тоже не было стимула избавляться от проблемных учеников. 

4. Создаем стимулы для директоров.

Зарплата и премии  директоров школ напрямую зависят от:

а) объема решаемых задач. Больше школа → выше ответственность → выше зарплата;

б) средней заработной платы педагогов. Больше зарабатывают учителя → больше зарабатывает и директор;

в) качества образования. Выше место в школы в рейтинге → выше зарплата директора. 

На мой взгляд, справедливо.

5. Создаем большие школы.

Самая непопулярная реформа, которую мне вспоминают до сих пор, хотя с момента объединения прошло уже 5 или 6 лет. 

Но давайте честно ответим на вопросы:

Если в школе всего один 10-й класс, можно ли обеспечить выбор из 2-3 профилей образования?

Если в школе физикой интересуются всего пара-тройка ребят,  будет ли в этой школе работать кружок по физике? 

Если на всю школу ЕГЭ по географии собирается сдавать один выпускник, будет ли учитель с ним возиться?

Если школа даже один первый класс набирает не каждый год, нужна ли такая школа?

Реальность такова, что только в большой школе ученик имеет хорошие шансы встретить "своего" учителя. А учителя – могут рассчитывать на интересную творческую работу и нормальную заработную плату за свой труд.  

6. Создаем"Московскую электронную школу".

Новое поколение овладевает компьютерами раньше, чем бумажными книгами и тетрадками.

Если школа будет предлагать ТОЛЬКО бумагу, очень скоро она станет неинтересной своим ученикам. Чтобы догнать своих учеников, московская школа должна стать "УМНОЙ" школой.

"Московская электронная школа" предполагает не просто современные  планшеты, панели и Wi-Fi.

Вместе с ними школы получают новую образовательную среду: электронные сценарии уроков, библиотеку учебных материалов,  виртуальные лаборатории и системы тестирования.

Вместо мела – главным инструментом учителя становится презентация. Вместо тетрадки – решать задачи ученик будет на планшете.

Но при этом МЭШ не навязывает учителям методики преподавания и сценарии уроков, придуманные кем-то на стороне.

МЭШ – это школьная "Википедия", которую наполняют содержанием сами московские учителя.

7.Развиваем профильное и предпрофессиональное образование.

О том, что делает город, чтобы помочь молодежи выбрать профессию по душе, см. здесь.

 

Есть ли результаты?  

По сравнению с 2010 г. доля москвичей, поступающих в московские вузы на бюджетные места, выросла.Иногда на проценты. А иногда – и в разы.

Возможность на отлично сдать ЕГЭ и бесплатно получить высшее образование сегодня дают многие обычные, но хорошие московские школы.