Виртуальные лаборатории Московской электронной школы

Библиотека Московской электронной школы – уникальное собрание учебных материалов, созданное трудами московских учителей и ведущих разработчиков образовательного контента. Один из главных вкладов Москвы в реализацию национального проекта «Образование».

Сегодня в библиотеке МЭШ собрано свыше 1,6 млн единиц образовательного контента: сценарии уроков и классных часов, электронные учебники, интерактивные приложения, тестовые задания, учебные пособия, рабочие тетради, произведения художественной литературы, видеоуроки и виртуальные лаборатории.

В этом посте расскажу подробнее об этом полезном инструменте.

Виртуальные лаборатории дают возможность проводить и повторять различные эксперименты онлайн – хороший способ понять изучаемый материал и расширить знания за пределами школьной программы.

В отличие от обычных школьных лабораторий, виртуальные доступны в любое время, в любом месте и любое количество раз. Они не требуют специального дорогостоящего оборудования и расходных материалов и – по понятным причинам – не имеют ограничений по технике безопасности.

В то же время по наглядности опыты в виртуальных лабораториях мало отличаются от аналогичных опытов в реальном мире.

Первую виртуальную лабораторию МЭШ мы открыли в 2019 году, а сегодня в распоряжении ребят уже 42 лаборатории по 7 школьным предметам.

Общее число обращений к этим виртуальным инструментам превысило 4,4 млн раз, в том числе свыше 400 тыс. раз в этому учебном году.

Особенно востребованы виртуальные лаборатории по технологии, информатике, математике и черчению.

Популярную лабораторию по технологии «Моделирование роботов» для учащихся 7-11 классов в этом учебном году использовали уже 65,2 тыс. раз.

Это отличное подспорье для ребят, изучающих основы робототехники. В онлайн-пространстве можно сконструировать и запрограммировать своего собственного робота. Среди уникальных возможностей лаборатории – создание собственных испытательных полигонов из набора интерьерных и конструктивных элементов, а также возможности настройки параметров «окружающей среды»: освещенности, температуры, влажности. Кроме того, лаборатория служит площадкой для проведения интеллектуальных соревнований. В 2023 году интеллектуальный турнир «КИБЕР-БОЙ 3.0» привлек к участию более 1500 школьников из ИТ и Инженерных классов, а в ИТ-марафоне для классов ИТ-вертикали приняли участие более 12 000 ребят из 7-8 классов.

Лаборатория по технологии - «3D-моделирование. Силаэдр» предназначена для ребят из 6-9 классов – почти 27 тыс. обращений.

Лаборатория помогает развивать у школьников образное, пространственное мышление, а также формировать исследовательские и конструкторские навыки. С ее помощью можно создавать различные двумерные и трехмерные объекты путем изменения параметров и масштаба, использовать основные инструменты формообразования и проводить манипуляции с объектами в пространстве.

Лаборатория «МЭШ.Информатика» для учащихся 5-11 классов – почти 88 тыс. обращений. С ее помощью начинающие осваивают азы программирования, а достигшие продвинутого уровня – готовятся к олимпиадам и экзаменам. Ребятам доступны 12 наиболее распространенных языков программирования с любого устройства, в том числе смартфона. Особенностью лаборатории является то, что с этого учебного года учителя могут создавать в ней собственные задания с автопроверкой и прикреплять их к уроку или домашнему заданию.

Лабораторию «Черчение» ученики 7-9 классов в этом году уже посетили более 124,5 тыс. раз. В виртуальном пространстве они обучаются основам черчения и построению чертежей различной сложности, используя те же инструменты и приемы, которые применяются для черчения на бумаге.

Лаборатория «Математический конструктор» для учащихся 5-11 классов – почти 60 тыс. обращений. Она предназначена для создания интерактивных математических моделей, которые используются для сопровождения занятий в любом разделе школьной математики. Так младшим школьникам она предоставляет возможность творческой манипуляции с объектами, а ученикам старшей школы – полнофункциональную среду для конструирования и решения задач. В свою очередь учителя с помощью инструмента могут создавать авторские интерактивные учебные материалы для использования в учебном процессе.