Телемедицина. Сегодняшний день московского здравоохранения

Многие прорывные технологии своим успехом обязаны чрезвычайным ситуациям, когда за несколько недель происходят изменения, на которые в обычные времена потребовались бы десятилетия.

Для телемедицины таким драйвером развития стала пандемия COVID-19. Уже в марте 2020 года был запущен абсолютно новый формат взаимодействия с врачом – телемедицинский центр, а также разработаны и проверены на практике основные технологии дистанционного ведения пациентов.

Сегодня телемедицинские консультации – стандартная практика для пациентов городских поликлиник. Только с начала 2023 г. этой возможностью воспользовались 1,2 миллиона раз.

В основном, это пациенты с ОРВИ. Первичный прием проводится в традиционной форме в поликлинике или на дому. А в дальнейшем, если у пациента возникают вопросы по лечению или состоянию, он может запросить дистанционную консультацию врача. Для этого достаточно установить приложение «ЕМИАС.Телемедицина» и заказать консультацию. В течение дня с пациентом свяжется врач.

С помощью компьютера консультацию получить можно, воспользовавшись ссылкой на личный кабинет из СМС-сообщения.

В ходе беседы врач проанализирует состояние пациента, ответит на вопросы, при необходимости скорректирует лечение, назначит или отменит препараты, если они рецептурные – выпишет электронный рецепт.

Прием будет зафиксирован как в аудиопротоколе, так и в ЭМК и доступен пациенту и врачам в любое время.

И – что особенно важно – дистанционно пациенты могут решить все вопросы с больничным листом – от общего числа обращений более половины приходится именно на решение этого вопроса. Только за 2023 год было дистанционно закрыто уже более 650 тысяч больничных.

Таким образом телемедицинские консультации избавляют пациентов от лишних визитов. Для поликлинической системы – это хороший способ избежать перегрузки в период сезонных ОРВИ.

Сотрудники городского телемедицинского центра теперь ведут пациентов со сравнительно сложными случаями заболеваний.

Например, сопровождают беременных женщин с COVID-19 — после положительного теста с ними связывается специалист. Врачи удаленно анализируют состояние, дают рекомендации и отвечают на вопросы, а в случае ухудшения самочувствия оформляют вызов скорой для госпитализации в профильный стационар.

Также сотрудники телемедицинского центра выступают связующим звеном между различными специалистами: организуют и принимают участие в междисциплинарных консилиумах.

Успешно внедрены телемедицинские консультации и в городских стационарах. К примеру, в сложных случаях врачи-реаниматологи могут провести телемедицинский консилиум и получить экспертное мнение специалистов Центра критических состояний, а также главных специалистов по соответствующему профилю.

Для проведения консилиума врач, находящийся рядом с пациентом, надевает специальные очки «Удаленный помощник», которые создают эффект присутствия наблюдателя на месте консультации. При использовании «Удаленного помощника» консультанты могут видеть не только самого пациента, оценивая его клинические симптомы, но также параметры мониторов и аппаратов как бы своими глазами и, таким образом, дистанционно оказать помощь коллегам.

Очки реагируют на голосовые команды, что позволяет специалисту освободить руки и полностью сосредоточиться на осмотре пациента. Камера очков передает в режиме реального времени картину всего происходящего подключенным удаленным консультантам. С помощью голосовой команды «сделать фото» делается фотоснимок, который доступен всем участникам дистанционной медицинской консультации, можно также изменить масштаб изображения для того, чтобы приблизить и уточнить детали.

Всего с 2021 года специалисты Центра критических состояний провели более 5,5 тыс. консультаций для врачей городских больниц и более 20 тыс. консультаций для бригад скорой помощи.

Телемедицина – сравнительно молодое направление в столичном здравоохранении. И тем не менее уже отлично зарекомендовавшее себя. Уверен, со временем оно будет охватывать все больше и больше направлений.