Стратегия развития здравоохранения. Часть II. Новые московские стандарты оказания медицинской помощи

Модернизация инфраструктуры и современное оборудование позволяют внедрять клиентские пути – новые стандарты медицинской помощи взрослым и детям. По сути, это подробнейшие алгоритмы действий для каждого медицинского случая, начиная с подозрения на заболевание и заканчивая проведением полного комплекса необходимого лечения.

Внедрение клиентских путей в медицине можно сравнить с модернизацией государственных услуг.

В обоих случаях – радикально меняются правила работы с людьми. В случае с государственными услугами на выходе клиент быстро и удобно получает необходимый документ.

Точно так же – следуя клиентскому пути – пациент должен получить максимально комфортное и эффективное лечение.

Наиболее масштабный проект – новый стандарт экстренной помощи при травмах, обострении хронических заболеваний и других состояниях, которые требуют максимально быстрого вмешательства врачей.

Этот стандарт включает:

1. Единые медицинские алгоритмы, которые определяют действия каждого медицинского работника скоропомощной бригады – с момента поступления пациента по всем экстренным случаям.

2. Высокий профессионализм и умение работать в команде.

Медицинские работники должны соответствовать максимально высоким требованиям профессиональной компетенции.

3. Оснащение современным оборудованием.

Флагманские центры и приемные отделения оснащаются высокотехнологичным медицинским оборудованием, которое позволяет проводить диагностику и лечение на месте, без транспортировки в другие отделения больницы.

4. Современные стандарты организации медицинской помощи.

Планировка приемных отделений и расположение соответствующих служб направлены на то, чтобы минимизировать время от поступления пациента до начала оказания ему помощи. Маршрутизация пациентов флагманских центров и приемных отделений организована по принципу «триаж» (triage) – отбор/сортировка. Потоки больных разделяются на три категории в зависимости от приоритетности оказания медицинской помощи: «красную» (нельзя ждать ни минуты), «жёлтую» (требуется срочная помощь) и «зелёную» (непосредственной угрозы для жизни нет).

5. Передовые цифровые решения – безбумажная среда, онлайн-доступ к медицинской документации, цифровые помощники врача, телемедицинские консилиумы.

6. Комфортная атмосфера и максимальное внимание к каждому пациенту – решение не только медицинских, но и сопутствующих социальных вопросов, возникающих вследствие экстренной госпитализации. Для этого здесь работают социальные координаторы.

На первом этапе мы внедрили новый стандарт во флагманских центрах, четыре из которых уже работают на полную мощность.

На втором этапе внедрим его во всех взрослых многопрофильных стационарах, трансформируя приемные отделения.

При активном участии экспертного сообщества разработан новый стандарт амбулаторной акушерско-гинекологической помощи. В его основе – забота о сохранении женского здоровья, повышение качества и эффективности медицинской помощи. Новый стандарт включает все виды медицинской помощи женщинам – от консультаций и обследований до сопровождения во время беременности, которые можно будет получить в структуре единого медицинского комплекса.

Ключевым элементом нового стандарта станут Центры женского здоровья – современные клиники с широким спектром диагностических возможностей, где женщина может получать акушерско-гинекологическую помощь в течение всей жизни.

Первый такой центр заработал в ноябре прошлого года в составе ГКБ № 31 им. академика Г.М. Савельевой. Систему Центров женского здоровья будем развивать по всему городу.

По аналогии с клиентскими путями, которые уже показали свою эффективность в онкологии, гематологии, нефрологии, к 2028 г. будут разработаны клиентские пути и по другим основным профилям медицинской помощи.

Кроме того, разрабатываем специальную программу создания детских специализированных центров лечения ревматологических, пульмонологических, гастроэнтерологических заболеваний, а также болезней печени и желчного пузыря. Новые центры будут работать в структуре крупных детских больниц.

Для улучшения психологической помощи горожанам будут созданы Центры ментального здоровья. Первые два – заработают уже в этом году.