×
Сергей Собянин
11 сентября в 10:00

Smart-ЖКХ. Как работают цифровые диспетчерские Москвы

Современная Москва – это 170 тысяч километров коммуникаций, по которым в квартиры и офисы москвичей поступают свет, газ, тепло и вода.

Если мысленно вытянуть московские кабели и трубы в одну линию, то их хватит на то, чтобы 4 раза обернуть всю Землю по экватору.

Сложно представить, но еще совсем недавно это огромное хозяйство управлялось по старинке – с помощью телефонов, рубильников и кнопок.

По городу были разбросаны сотни небольших диспетчерских, каждая из которых отвечала за свой небольшой район. В случае аварии команда об аварийном отключении проходила через несколько телефонных звонков. А затем дежурная бригада еще должна была добраться до места инцидента и физически перекрыть вентиль или выключить рубильник. На все это уходило до часа, а порой и больше.

 

Но за последние несколько лет мы провели настоящую технологическую революцию ЖКХ – централизовали оперативные службы и внедрили цифровые технологии управления сетями. 

Вместо сотен диспетчерских пунктов компании «Мосводоканал», «МОЭК», «ОЭК», «МОЭСК», «МОСГАЗ», «Мосводосток» и «Москоллектор» создали единые диспетчерские службы.  

Например, в этом здании в Окружном проезде располагается Центр управления сетями АО «ОЭК», диспетчеры которого управляют электроснабжением нескольких десятков тысяч московских домов …

… и каждого уличного фонаря. Здесь работают люди, которые включают и выключают знаменитую праздничную подсветку. 

Сердцем современной диспетчерской является цифровая видеостена – огромная карта, на которой диспетчер в режиме онлайн видит ситуацию на каждом узле контролируемой системы. 

Так выглядит видеостена «Мосводоканала».
Цифровая диспетчерская АО «МОСГАЗ».

На компьютерах диспетчеров – технологические схемы работы оборудования и актуальная информация о плановых и аварийных работах.

В случае нештатной ситуации – перекрытие аварийных участков осуществляется одним нажатием клавиши. Например, в  «Мосгазе» этот процесс занимает 1,5 минуты – вместо прежних 1,5-2 часов.

Интеллектуальная система подскажет, какие объекты будут временно отключены, и какие резервные линии нужно использовать, чтобы люди даже на короткое время не остались без воды, тепла и света. 

Диспетчерская «МОЭК» – управление тепловыми сетями столицы.

Централизация управления позволила создать единые ремонтные и аварийные службы. Намного удобнее и эффективнее, чем держать сотни дежурных ремонтников по всей Москве.

И, например, с момента поступления вызова до выезда аварийной бригады в том же «Мосгазе» проходит не более 2,5 минут.

Цифровизация и централизация управления в ЖКХ – внутренние управленческие процессы, которые прошли незаметно для постороннего взгляда.

Но результаты этой работы чувствует каждый москвич.

Еще 10 лет назад в городе ежегодно происходило более 1 000 крупных инцидентов на коммунальных сетях, приводивших к длительному отключению потребителей. Последние годы – число этих инцидентов равно нулю.

Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новости в социальный сетях
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook