Поликлиники. «Московский стандарт+»

Продолжаю рассказ о программе модернизации столичного здравоохранения. В прошлом посте речь шла об инфекционной службе. Сегодня поделюсь планами развития столичных поликлиник.

Амбулаторное звено является важнейшим с точки зрения качества медицины в целом. Хотя бы раз в год в поликлинике бывает почти каждый житель Москвы.

Несколько лет назад мы внедрили в поликлиниках Московский стандарт комфорта. Вместо очередей и толчеи появилась электронная запись. Вместо глухих окошек регистратуры – помощники-администраторы. Вместо бумажных карт – электронные истории болезни. Вместо допотопных приборов – современные УЗИ, КТ и МРТ. Созданы специальные отделения патронажной и паллиативной помощи.

 

Сделали все, что могли?

Конечно, нет. Это был только первый шаг к современной поликлинике. Нельзя стоять, надо двигаться дальше, решать новые задачи. Тем более, если поговорить с москвичами, то главное, что их волнует, это вопросы здравоохранения. Не потому, что все плохо, а потому, что здоровье – самое ценное, что есть у человека. И у нас, и за рубежом в самых продвинутых странах требования к здравоохранению растут с каждым днем.

Поэтому в 2019 году мы начинаем проект создания поликлиник нового поколения «Московский стандарт +».

 

Что будет включать «Московский стандарт+»?

1) Кардиолог – в каждом филиале.

Первое, на что обращают внимание москвичи, это обеспеченность специалистами. В некоторых поликлиниках есть полный или почти полный набор востребованных специалистов. А в некоторых – их не хватает. Этот разброс необходимо устранить.

По возможности, в каждом филиале поликлиники будут работать врачи 8  специальностей, включая кардиологов, на которых спрос особенно велик. Помимо них, во всех головных поликлиниках будут принимать еще 5 узких специалистов.

Это непросто сделать. Необходимо будет принять на работу порядка 500-600 врачей, обеспечить их кабинетами и оборудованием, повысить квалификацию. И нельзя принимать на работу просто чтобы закрыть штатные единицы. Москвичам нужны максимально качественные врачи.

2) Диагностика в шаговой доступности.

В свое время мы закупили огромное количество современного оборудования. Но прошло уже семь-восемь лет, и часть этого оборудования необходимо заменить.

Еще часть оборудования надо докупить до нового стандарта.

Постараемся сделать так, чтобы в каждом филиале работали маммограф, рентген или флюорограф, аппараты УЗИ, а также оборудование функциональной диагностики: система мониторинга артериального давления, ЭКГ, 12-канальный электро­кардиограф.

По возможности, каждая головная поликлиника будет оснащена МРТ, КТ, денситометром (аппарат для исследо­вания костной ткани), УЗИ экспертного класса, тренажером тредмил (оборудование для контроля состояния сердца и сосудов), эндоскопическим оборудованием. Благодаря этому наиболее распространенные обследования можно будет пройти максимально близко к дому.

3) Удобное зонирование поликлиник.

Много жалоб приходит на лестницы, по которым пожилым людям приходится добираться до врачей. К сожалению, лифты в старых зданиях, как правило, ставить негде. Но можно попробовать решить проблему иначе.

В рамках нового стандарта наиболее востребованные врачи будут размещены в кабинетах на нижних этажах.

Менее востребованные врачи и административный персонал перейдут на верхние этажи.

По возможности кабинеты забора крови и анализов, дежурные врачи будут работать на первом этаже.

Насколько позволит планировка, в поликлиниках не должно быть никаких администраторов за дверями и регистратур за окном – максимально открытое и дружелюбное прост­ранство.

Кулеров с водой и автоматов с закусками недостаточно. Там, где есть место, появятся и полноценные буфеты.

4) Цифровая поликлиника.

Без информатизации говорить о каком-то улучшении работы поликлиник просто невозможно.

Сегодня мы решаем несколько задач.

Планируется доработать систему ЕМИАС, чтобы пациенты могли открыть личные кабинеты и самостоятельно получить результаты своих анализов и исследований.

Для врачей планируем сделать систему клинических подсказок – электронного советника, который поможет поставить точный диагноз и назначить оптимальное  лечение. Но решение по-прежнему будет принимать врач.

И самая неотложная задача – подключить стационары к общей электронной системе, чтобы врачи поликлиник получали максимум информации о том, как их пациентов лечили в больницах, какие исследования провели, как прошла операция. Это позволит существенно улучшить качество работы амбулаторного звена.

 

5) Комфорт и профессиональное развитие врачей и медсестер.

И, конечно, нужно позаботиться о врачах.

Там, где это возможно, сделаем комнаты отдыха, в которых медики смогут пообщаться друг с другом, перекусить или выпить чашку кофе.

Обеспечим кабинеты качественной мебелью.

И, наверное, закупим для них стильную качественную форму.

Как будем внедрять «Московский стандарт+»?

В части поликлиник это можно сделать сравнительно быстро. Но 135 зданиям для внедрения нового стандарта потребуется капитальный ремонт.

Новые поликлиники будут открываться в соответствии с «Московским стандартом+».

Непростые задачи мы ставим перед собой. И за один день или за год их решить невозможно. Но я надеюсь, что в основном мы выйдем на новый уровень в течение ближайших трех-пяти лет.

Это не значит, что мы растягиваем удовольствие и будем двигаться тихонечко, не спеша.

Нет, мы будем двигаться максимально быстро.

Для многих москвичей удобный город начинается с хорошей поликлиники, где их встречают грамотные и внимательные врачи. И мы будем стремиться к тому, чтобы в каждой московской поликлинике пациенты чувствовали себя комфортно и получили качественную помощь.