Чистый воздух и чистая вода. Перспективы столичной экологии

Вчерашний круглый стол в избирательном штабе был посвящен вопросам столичной экологии.

Огромная и очень сложная тема, которая во все времена волновала и продолжает волновать людей.

Вокруг экологии сложилось множество мифов. И самый опасный из них — это соблазн «простых решений». Стоит только что-то запретить или что-то разрешить — и все экологические проблемы решатся, как по волшебству.

К сожалению, так не получится. У большинства экологических проблем нет простых решений, требуется длительная системная работа.

Для меня улучшение экологической ситуации в Москве является одним из важнейших приоритетов. Большая экологическая составляющая есть в каждой отраслевой программе, реализуемой Правительством Москвы.

* * *

Сначала о ВОЗДУХЕ, которым мы дышим.

Основной источник загрязнения — двигатель внутреннего сгорания. Автомобили производят 90% вредных выбросов в атмосферу.

Динамика общего количества машин и общего объема выбросов последние годы выглядит так:

Число машин — растет, объем выбросов — сокращается.

За счет чего? За счет совместных усилий москвичей и правительства города.

Москвичи избавляются от автохлама, покупая современные качественные машины. Доля машин с двигателями «Евро-4» и выше за 8 лет выросла в 2 раза и сегодня составляет 62% всего автопарка Москвы.

Качественным машинам нужен качественный бензин. Москва стала первым регионом России, который запретил реализацию на АЗС моторного топлива стандарта ниже «Евро-5».

Вот как мы шли к этому запрету:

Грязным машинам — не место в городе. Поэтому мы запретили въезд на МКАД и движение внутри МКАДа грузовикам экологического класса ниже «Евро-2» и автобусам стандарта ниже «Евро-3».

Городской транспорт не должен отставать от частного автопарка. Поэтому мы заменили автобусы с двигателями «Евро-1» на машины с двигателями «Евро-4» и «Евро-5». Автобусный парк столицы — один из самых молодых и экологически чистых среди городов мира.

И кто сейчас помнит о том, что еще 10 лет назад москвичи старались отойти подальше от автобуса, отъезжающего от остановки, чтобы не задохнуться в облаке выхлопных газов.

Огромный вклад в уменьшение выбросов вносит развитие рельсового транспорта и других альтернатив личному автомобилю.

С 2011 г. в Москве было построено 64 новые станции метро и МЦК.

Значительно увеличили перевозки пригородные электрички.

Возрождено городское такси (46,9 тыс. штук), появился каршеринг.

Доля людей, пользующихся общественным транспортом в час пик, выросла с 62% до 68%.

Что дальше?

Будущее столичного воздуха по-прежнему зависит от наших общих усилий.

Правительство Москвы сделает свою часть работы.

Уже в сентябре на улицы города выйдут первые электробусы. С 2021 года город прекратит закупать автобусы с двигателями внутреннего сгорания.

В течение нескольких лет в Москве появится полноценная сеть зарядных станций для электротранспорта.

А дальше все в руках промышленности. Мы надеемся, что в течение нескольких лет она предложит автомобилистам не просто качественный, но и недорогой электромобиль.

* * *

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ. КАПОТНЯ.

Почти в каждом городе есть своя зона экологического бедствия. В Москве такой зоной долгое время была Капотня со своим НПЗ.

Мы договорились с «Газпромом» об экологической реконструкции завода. Это — крупнейший экологический проект в современной России с инвестициями свыше 250 млрд рублей.

Начиная 2011 года, Московский НПЗ выполнил следующие экологические программы:

  • Внедрение закрытого (герметичного) способа розлива битума и демонтаж старой битумной установки;
  • Реконструкция установки производства серы (внедрение технологий грануляции без пыли и запаха);
  • Ликвидация нефтешламовых хранилищ;
  • Создание системы экологического мониторинга с экоинформером;
  • Закрытие всех открытых поверхностей испарения;
  • Строительство механических очистных сооружений (очистка сточных вод с эффективностью до 95%);
  • Строительство очистных сооружений «Биосфера» (биологическая очистка сточных вод, очистка с эффективностью до 99,9%).

В результате уже к 2015 году Московский НПЗ снизил вредное воздействие на окружающую среду в 2 раза.

В 2018 год Московский НПЗ завершит строительство 6 установок глубокой переработки нефти «Евро+», которые заменят «малое технологическое кольцо» 60-х годов. Фактически вместо старой «керосинки» будет построен новый НПЗ.

До 2020 года будет закончена ликвидация ранее накопленных отходов.

В результате вредное воздействие НПЗ на окружающую среду будет снижено еще в 2 раза.

Другими словами — не будет пахнуть, а сбрасываемая вода будет чище той, которую завод забирает из реки для своих нужд.

Вместо самого грязного в Москве будет работать один из самых чистых в мире НПЗ.

* * *

ЗЕЛЕНАЯ ЭНЕРГЕТИКА.

Москвичи давно забыли о шапках черного дыма, периодически висевших над городом. Уже много лет московские ТЭЦ не используют уголь и мазут даже в самые морозные дни.

Реконструкция ТЭЦ и закрытие маломощных котельных позволяют обходиться без этого «грязного» топлива.

За последние годы «Мосэнерго» ввело 7 новейших парогазовых блоков общей мощностью 2,9 ГВт. КПД этих блоков достигает 58,7% (на старых было от 35% до 40%).

Из эксплуатации выведены 64 малых неэффективных котельных.

Уголь использует только ТЭЦ-22 в подмосковном Дзержинском (напротив Капотни). Но и она сейчас начала проект ликвидации угольного хозяйства и золоотвалов.

Правительство Москвы создало стимулы для бюджетного сектора экономить свет, тепло и воду. Вся экономия направляется на повышение оплаты труда работников.

Результат — город строится, население растет. А выбросы в атмосферу, потребление газа и тепла снижаются год от года.

Что дальше?

1) «Мосэнерго» разрабатывает новую программу реконструкции, которая позволит вывести из эксплуатации значительную часть устаревших неэффективных мощностей.

2) Будет реализована программа ликвидации маслонаполненных кабелей в сетевом хозяйстве, что устраняет еще одну потенциальную экологическую угрозу (разливы масла в случае поломки подземных электрокабелей).

3) Создание «умных сетей» и цифровых подстанций также позволит экономить энергию, а значит и снижать вредное воздействие на экологию.

* * *

ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

По объемам «зеленого строительства» Москва является лидером в России. Наша задача — выйти на уровень мировых городов.

В 2015 году Правительство Москвы утвердило новые требования к жилым домам, строящимся за счет бюджета. В результате 10 крупнейших домостроительных комбинатов провели реконструкцию своих мощностей и перешли к строительству энергоэффективных зданий (уже построено 28 таких домов, еще 121 дом — в строительстве).

Программа реновации — это шанс занять достойное место в ряду городов, исповедующих принципы «зеленого строительства».

Новые дома, построенные по Программе реновации, будут соответствовать классу энергоэффективности «В». Проще говоря, они будут потреблять на 50% меньше энергии на метр площади по сравнению со сносимыми пятиэтажками.

Вот лишь некоторые решения:

  • Энергоэффективные стены и стеклопакеты в окнах;
  • Поквартирная система отопления с индивидуальными счетчиками, позволяющая жителям самостоятельно регулировать температуру и экономить тепло;
  • Умные системы управления, корректирующие подачу тепла в зависимости от погоды;
  • Энергосберегающие светильники в холлах, подвалах и других местах общего пользования.

Кстати, и платежи жителей за тепло в новых домах станут ощутимо меньше.

* * *

Теперь о ВОДЕ, которую мы сбрасываем в реку.

Канализация бывает разной. Московская — всегда поражала своим масштабом. В «лучшие» годы Люберецкие и Курьяновские очистные сооружения могли принять до 6 млн куб. м. стоков в сутки.

Но находиться рядом с ними могли только очень хорошо подготовленные люди. Запах фекалий просто сводил с ума. В зависимости от направления ветра в зону воздействия неприятных запахов от КОС и ЛОС попадали до 2 млн жителей Юго-Востока Москвы.

Мы решили и эту проблему.

За счет чего? Вновь — за счет совместных усилий власти и москвичей.

Население Москвы продолжает расти — а объем сточных вод снижается.

Все дело в бережном и экономном отношении к воде, которое стало нормой для жителей Москвы. Счетчики, экономичные краны. Каждый толковый ремонт в квартире — это вклад в улучшение экологии Москвы.

Городские власти тоже проделали свою часть работы. Мы реализовали беспрецедентный экологический проект — провели реконструкцию Люберецких и Курьяновских очистных сооружений.

В общей сложности специальными крышками было перекрыто 136 тыс. кв. м поверхностей (19 футбольных полей), которые были источником неприятных запахов. Были реконструированы системы газоочистки.

В результате — запахи от очистных сооружений практически исчезли.

Что дальше?

Потенциал водосбережения и повышения качества очистки сточных вод еще далеко не исчерпан.

В ближайшие годы городские власти продолжат модернизацию очистных сооружений. Избыточные мощности, например, самый старый первый блок Курьяновских очистных сооружений, будут просто выводиться из эксплуатации.

Через 10 лет москвичи забудут о том, что когда-то нижняя часть течения Москвы-реки была практически безлюдной.

Парк 850-летия Москвы и Братеевская пойма станут модным местом не только для местных жителей, но и для всех жителей Москвы.

* * *

ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД.

Поверьте, никому в Правительстве Москвы не доставляет радости принимать решения о вырубке деревьев. Бесчисленное количество дорожных проектов было отменено или скорректировано, чтобы сохранить зеленые насаждения Москвы.

А самые приятные хлопоты — когда появляется возможность озеленить Москву.

И уж извините за тавтологию. Но программу «Моя улица» мы по полной программе использовали, чтобы вернуть деревья на центральные улицы Москвы, где они были варварски уничтожены в угоду ларькам и хаотичным парковкам.

Что дальше?

Будем и дальше высаживать деревья. Уверен, что вместе с москвичами. Надеюсь, что проект «Наше дерево» найдет отклик у многих молодых семей (подробнее об этом проекте я расскажу в воскресенье).

Москва — самый зеленый мегаполис мира. И всегда будет оставаться таковым.