Личное портфолио и видеоуроки волейбола. О Московской электронной школе

Столичное образование невозможно представить себе без «Московской электронной школы». 

Даже непонятно, как всего 5-10 лет назад мы обходились без электронных сервисов и цифровых материалов: сценариев уроков, интерактивных приложений, виртуальных лабораторий и самодиагностик, которые сегодня доступны каждому учителю и ученику.

МЭШ — живая, постоянно развивающаяся система, в которой ежедневно – даже в дни каникул и отпусков – появляется новый интересный контент и полезные инструменты.

Просто для примера: этим летом в библиотеку МЭШ было загружено свыше 27,5 тыс. образовательных материалов.

А всего крупнейшая электронная образовательная библиотека страны содержит свыше 1,7 млн образовательных материалов. Авторами МЭШ являются более 34 тыс. московских учителей.

В этом посте — несколько важных фактов о развитии «Московской электронной школы».

Личное портфолио

В 2021 г. мы открыли сервис «Портфолио учащегося», чтобы собирать в электронном виде достижения и успехи ребенка: в олимпиадах, спортивных соревнованиях и секциях, творческих конкурсах и многом другом. Позднее это портфолио может дать преимущество при поступлении в вузы, например, в виде дополнительных баллов к ЕГЭ.

В первый год работы в личном портфолио появилось свыше 2,4 млн записей об успехах юных москвичей.

В ближайшее время личное портфолио начнет автоматически пополняться информацией о достижениях школьников в творческой и культурной сфере. Сведения об этом будут загружать детские школы искусств и театры.

Собственное портфолио будет и у учителей. В одном месте в электронном виде будут собраны все их профессиональные достижения: опыт педагогической деятельности, квалификационные категории, награды, премии, звания. Сведения будут добавляться автоматически или по инициативе самых учителей. Профессиональное портфолио пригодится, например, при подаче заявок на профессиональные конкурсы.

 

Рабочие тетради издательства «Просвещение»

В новом учебном году в библиотеке МЭШ будут доступны более 200 «Рабочих тетрадей» (64 тысячи заданий с автопроверкой) по 16 предметам школьной программы для 5-11 классов.

Благодаря этим материалам у школьников появится больше инструментов для самостоятельной диагностики знаний и подготовки к проверочным работам. А функция автопроверки заданий позволит учителям сэкономить время на рутинной проверке домашних заданий.

 

Выбор секций и кружков

Вскоре МЭШ сможет рекомендовать кружки, секции и занятия, исходя из интересов конкретного ребенка. Для этого нужно будет заполнить новый раздел портфолио – «Мой профиль».

 

Планируемые результаты

Новинкой прошлого года стал сервис «Планируемые результаты обучения», который мы запустили в пилотном режиме для пятиклассников. С его помощью учитель может выбрать тип результата (от простого до более сложного) для каждой учебной темы. Это позволяет ребенку и семье понимать цели и задачи обучения, взаимосвязь результата и оценки, отслеживать продвижение ученика в теме. В новом учебном году пилотный проект будет расширен на 6-9 классы.

 

Новые возможности контроля знаний

Весной текущего года в МЭШ появился новый инструмент — «тематическое оценивание», помогающий отслеживать средние баллы учащихся по каждой учебной теме. Благодаря нему учителя лучше понимают общую картину освоения учебного материала.

В свою очередь, школьники и их родители видят в электронном дневнике оценку по каждой теме учебной программы.

В системе оценивания есть и другие параметры, например, каждая отметка имеет определенный «вес». Так, «вес» контрольной работы или диктанта может быть выше, чем «вес» отметки за домашнюю работу или устный опрос.

В ближайшее время запустим мобильное приложение «Журнал МЭШ». Прямо со смартфона учителя смогут вносить данные об успеваемости и комментарии к оценкам, просматривать расписание, выдавать домашние задания и прочее.

 

Подписка на любимых авторов

Авторами МЭШ являются более 34 тысяч учителей. Теперь в библиотеке МЭШ можно оформить подписку на конкретных авторов. В результате учителям будет проще подбирать и обновлять учебные материалы, а школьники смогут пополнять коллекцию материалов для самостоятельного изучения.

 

Прощание со справкой 095у и бумажными записками

Если ваш ребенок прикреплен к городской поликлинике, то с прошлого года больше не надо носить в школу справку после болезни. Информация о выздоровлении и сроке освобождения от физкультуры автоматически поступает в МЭШ из электронной медкарты ребенка.

Не требуется и собирать справки от врачей для поступления в первый класс. Медицинская карта для образовательного учреждения по форме 026 будет сформирована автоматически.

В результате родители московских школьников ежегодно получают миллионы медицинских справок в цифровом, а не в бумажном виде. И это – ощутимое упрощение жизни родителей в череде их многочисленных забот.

К электронному документообороту постепенно подключаются федеральные и частные клиники. Тем самым электронные справки постепенно превращаются в общепризнанный стандарт.

В ближайшее время переведем в электронный формат согласие родителя на участие ребёнка в выездных мероприятиях. Родители смогут видеть все выездные мероприятия в Электронном дневнике и передавать свое согласие в школу в электронном виде.

 

Самый популярный контент

Востребованность образовательного контента МЭШ является лучшим свидетельством таланта разработчиков и индикатором того, что же реально интересует нынешних школьников. И, как показала практика, популярность отдельных учебных материалов способна опровергнуть сложившиеся стереотипы.

В библиотеке МЭШ размещено более 12 тыс. видеоуроков. Самый популярный из них — видеоурок по волейболу, созданный учителем школы № 1980 Олегом Андрияновым.

А школьникам младших классов очень нравится видеоурок по физкультуре «Как сдавать нормы ГТО школьникам» учителя школы №1512 Дмитрия Великопольского.

Оказывается, что электронная система может не только отвлекать от спорта, но и привлекать к нему.



Почти 13 тыс. просмотров набрал сценарий урока по информатике Python. Lists, разработанный учителем инженерной школы № 1581 Алексеем Камалиным.

Ученики младшей школы чаще всего обращались к сценарию урока «Имя существительное», который подготовила учительница школы № 814 Алина Соколова.

Наиболее популярные электронные учебники — «Русский язык» (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская) у младшеклассников и «Геометрия» (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.) у учеников 5-11 классов.

Среди более 6 тыс. самодиагностик в МЭШ лидирует контрольная работа по физике, к которой ученики средней школы обратились свыше 37 тыс. раз.

Старшеклассники чаще всего выбирают работу для самопроверки по химии. Младшеклассники — по математике.

С помощью самодиагностик школьники могут изучить новую тему, повторить пройденный материал и подготовиться к оценочным работам, включая ГИА-9 и ЕГЭ.

В прошлом учебном году коллекция виртуальных лабораторий МЭШ пополнилась 21 лабораторией по предметам, в которых без экспериментов и практических работ невозможно обойтись. Общее число обращений к виртуальным лабораториям превысило 900 тыс. Ими воспользовалось более 64,5 тыс. ребят.

Абсолютное лидерство ожидаемо принадлежит лаборатории по информатике — за год ею воспользовались 6,6 тыс. раз. Особенно полезна она тем, кто готовится к выпускным экзаменам и олимпиадам.

В лаборатории можно тренироваться в решении задач, самостоятельно изучать языки программирования, создавать коды и в автоматическом режиме получать результаты выполненных работ и описание ошибок.

Среди новых виртуальных лабораторий имеются, например:

Неорганическая химия. Онлайн-симулятор опытов содержит все необходимое для моделирования химических реакций: виртуальные пробирки, колбы, пипетки, шпатели, мерные стаканы и весы. В ассортименте виртуальных реактивов — металлы (литий, натрий, железо, алюминий, ртуть, титан, кальций), неметаллические элементы (бор, сера), газы (водород, азот, кислород), кислоты (соляная, серная, азотная) и индикаторы (лакмус, фенолфталеин).

Цитология. Виртуальная лаборатория охватывают 10 тем этого раздела биологии и помогает ребятам научиться сопоставлять строение растительной, животной и бактериальной клеток. А закрепить полученные знания можно, выполнив сборку клетки в игровом формате.

С помощью виртуальной лаборатории «Робосоревнование» школьники могут создать собственных роботов и испытательные полигоны для их тестирования. А учителя могут придумывать различные задания — от разработки конструкций и электрических схем до программирования. Например, предложить ребятам создать робота, который сможет найти на полигоне корзину и поместить в нее яблоко определенного цвета.

 

В новом учебном году в «Московской электронной школе» появится много других новинок и оригинальных материалов.

Главная электронная библиотека будет и дальше развиваться в интересах самых важных читателей — московских школьников и их учителей.