Минувший год стал знаковым для Московских центральных диаметров, сеть которого выросла вдвое.
В августе мы вместе с ОАО «РЖД» открыли МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», который соединил Зеленоград и подмосковный город Раменское. Это новый сквозной маршрут, проходящий через всю столицу с севера на юго-восток.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000001.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000002.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000003.jpg)
Третий диаметр улучшил транспортную доступность более 20 районов Москвы и нескольких городов Подмосковья. Рекордный пассажиропоток составляет 443 тыс. поездок в сутки. У жителей появились новые маршруты. Например, без пересадок можно добраться из Зеленограда до крупного транспортного узла Электрозаводская, от Люберец до Останкино.
К запуску движения провели масштабную реконструкцию главного пересадочного узла Зеленограда. Теперь это станция Зеленоград-Крюково – современный трёхуровневый московский городской вокзал с пассажирским терминалом, островными платформами с навесами на всю длину и широким транзитным подземным переходом, а также интеграционным вестибюлем с выходом к остановкам НГПТ на Крюковской эстакаде.
Помимо поездов МЦД-3 и традиционных пригородных электричек, здесь останавливаются «Сапсаны», следующие по маршруту «Москва – Санкт-Петербург».
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000004n.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000005.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000006.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000007.jpg)
Всего на третьем диаметре 38 станций, а в будущем откроются ещё три московских городских вокзала: Малино, Митьково и Рижская.
В сентябре на транспортной схеме появился МЦД-4 «Калужско-Нижегородский», соединивший Апрелевку, Внуково на западе и микрорайон Железнодорожный города Балашиха на востоке.
Четвертый диаметр – самый-самый.
Самый сложный – строителям необходимо было объединить разрозненные направления Московской железной дороги: Калужское и Нижегородское.
Самый протяженный – 86 км, связал 7 центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский.
С самым большим числом пересадочных станций – более 30 вариантов пересадок на метро, МЦК и другие диаметры.
Сейчас на МЦД-4 36 станций. Многие из них – первоклассные московские городские вокзалы, ставшие таковыми в результате реконструкции или строительства.
Белорусская – переход на МЦД-1, Кольцевую и Замоскворецкую линию.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000008.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-000009.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000010.jpg)
Площадь трех вокзалов – переход на МЦД-2, Кольцевую и Сокольническую линии.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000011.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000012.jpg)
Курская – переход на МЦД-2, Кольцевую, Арбатско-Покровскую и Люблинско-Дмитровскую линии метро.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000013.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000014.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000015.jpg)
Марьина Роща – переход на МЦД-2, Большую кольцевую и Люблинско-Дмитровскую линии метро.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000016.jpg)
Ольгино.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000017.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000018.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000018n.jpg)
Тестовская – переход на МЦД-1, МЦК, Солнцевскую, Филевскую и Большую кольцевую линии метро.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000019n.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000020.jpg)
Кутузовская – переход на МЦК и Филевскую линию метро.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000021.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000022.jpg)
Поклонная – переход на Арбатско-Покровскую и Солнцевскую линии метро.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000023.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000024.jpg)
Очаково.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000025.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000026.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000027.jpg)
Лесной городок.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000028.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000029.jpg)
Кроме того, в 2023 г. были реконструированы станции МЦД-1 Тимирязевская – переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро…
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000030.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000031.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000032.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000033.jpg)
и Лианозово – пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию метро.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000035.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000036.jpg)
В общей сложности в 2023 г. мы на МЦД открыли 13 новых и реконструированных московских городских вокзалов.
Теперь наземное метро столицы – это 4 диаметра, 136 станций и более 300 км путей.
Каждые сутки поезда МЦД перевозят свыше 1,2 млн пассажиров – жителей Москвы и Подмосковья, которые ежедневно экономят время и деньги на поездках. Начиная с 2019 г. общая экономия бюджета пассажиров первых двух диаметров составила 17,6 млрд рублей.
В 2024 г. развитие диаметров будет продолжаться.
Вместе с коллегами из ОАО «РЖД» и ЦППК планируем завершить строительство нового московского городского вокзала Митьково МЦД-3.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000037.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000038.jpg)
и реконструкцию станции Щербинка МЦД-2.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000039.jpg)
Откроем новый вестибюль на Белорусском вокзале, который обеспечит интеграцию МЦД-1 с МЦД-4,
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000040.jpg)
и дополнительный вестибюль (надземный переход) через ул. Ленина в составе московского городского вокзала Зеленоград-Крюково МЦД-3.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000041.jpg)
На Тестовской МЦД-4 построим вестибюль с выходом к Мукомольному проезду и Большому Сити.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000042.jpg)
С помощью уникального пролетного строения завершим интеграцию с метро городского вокзала Кутузовская МЦД-4.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/080124-web-0000043.jpg)
Также планируем завершить строительство вестибюля станции «Деловой центр» МЦК, который обеспечит интеграцию с МЦД-4, и южного вестибюля московского городского вокзала Лианозово МЦД-1.
Выполнение этих планов станет нашим вкладом в развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла – важное направление национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».