«Цифра» активно проникает во все сферы нашей жизни, поэтому навыки цифровой грамотности и знание информационных технологий будут востребованы везде. По большому счету, это – уже не дополнительное преимущество, а необходимое условие успешной трудовой карьеры в XXI веке.
Поэтому неслучайно, что ИТ‑направление в предпрофессиональных классах Москвы находится на пике популярности. В этом учебном году ИТ-классы были открыты в 178 школах. По соответствующим программам учатся порядка 10,4 тысячи старшеклассников. В десять раз больше, чем на старте проекта в 2019 году.
Более 90 % выпускников ИТ-классов поступают в технические вузы, в том числе в МФТИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Высшую школу экономики, МИФИ и другие.
Программа обучения в ИТ-классах включает углубленное изучение математики, информатики и физики. Школьники осваивают программирование и работу с большими данными, учатся создавать 3D модели и цифровые двойники. Ребята знакомятся с самыми востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта и кибербезопасности.
Для практических занятий в школах оборудованы специальные лаборатории и полигоны. Там есть все необходимое: 3D принтеры, наборы для сборки управляемых роботов, электрических схем и микропроцессорных устройств.
Уникальная программа партнерства с колледжами дает старшеклассникам возможность получить первую профессию еще во время учебы в школе. Ребята осваивают направление «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Кроме того, они знакомятся с основами системного и сетевого администрирования, приобретая практические навыки, востребованные на рынке труда.
Партнерство с 20-ю ведущими вузами – от МФТИ до Высшей школы экономики – открывает ребятам двери в университетские лаборатории, где они проводят исследования и пробуют силы в реальных проектах.
А еще — ходят на лекции опытных преподавателей, участвуют в мастер-классах, на которых учатся писать и тестировать код, программировать микроконтроллеры, создавать 3D-модели, цифровые двойники и другие ИТ-продукты, а также посещают научные конференции, чтобы узнать, куда движется ИТ-индустрия.
Получить живой опыт: не из учебника, а из реальной жизни ИТ-специалистов и понять, как устроена профессия, пробовать свои силы и, если не выбрать, то хотя бы наметить карьерный путь, помогает партнерская программа с представителями ИТ-индустрии.
Программой предусмотрены учебные дни на площадках ведущих ИТ-компаний, в числе которых Сбер и 1С. Эксперты знакомят ребят с особенностями работы разработчиков, аналитиков данных и других профильных специалистов.
Ежегодно учащиеся ИТ-классов разрабатывают тысячи проектов: кто-то экспериментирует с машинным обучением, кто-то конструирует транспортные модели, а кто-то ищет решения в области цифровой энергетики. Свои наработки они представляют на научно-практической конференции «Инженеры будущего» — предусмотрено больше 22 направления. Победители и призеры получают бонус при поступлении — дополнительные баллы к ЕГЭ.
В прошлом учебном году в конференции участвовали более 4 300 учеников ИТ-классов, которые представили свыше 2 700 проектов. Это не школьные задания, а прототипы настоящих инженерных и ИТ-разработок.
Приведу несколько интересных примеров.
Ученики школы № 2065 Станислав Колпаков и Егор Сорокин разработали технологию мониторинга пациентов в стационарах на основе искусственного интеллекта. С помощью камер, установленных в палатах, она может регистрировать активность малоподвижных или лежачих больных и отправлять необходимые сигналы медицинскому персоналу. При создании программы ребята использовали существующую технологию отслеживания предметов. Школьники адаптировали ее под сканирование людей и сделали доступной для использования на базе камер более низкого класса, что позволило снизить стоимость внедрения разработки.

Елизавета Авраамова и Ольга Трофимова из школы № 1537 «Информационные технологии» создали сайт — тренажер математических навыков для учеников начальной школы и детей с задержкой психического развития. Решение уравнений, игры и задания на умножение, деление, сложение и вычитание помогают развивать память, логическое мышление, умение рассуждать и анализировать информацию. Функция озвучивания позволяет использовать сайт детям, которым сложно читать, а опция выбора сложности задания — изучать материал в зависимости от уровня знаний. Как отмечают школьницы, тренажер полезен людям любого возраста, так как регулярные тренировки могут замедлить появление возрастных изменений работы мозга.

Ученица школы № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачева и С.Ф. Шутова Василиса Смирнова разработала чат-бот, помогающий пользователям повысить уровень цифровой безопасности. Виртуальный собеседник умеет генерировать надежные пароли, анализировать безопасность файлов и сайтов, а также проверять наличие паролей и адресов электронной почты в утекших базах данных.

ИТ‑классы в Москве — это гораздо больше, чем просто уроки информатики. Это реальная практика, собственные проекты, преимущество при поступлении в профильные вузы, и в дальнейшем – полноценный вход в профессию.
