Московская кольцевая автодорога давно превратилась в главную внутригородскую магистраль столицы. Ежедневно на МКАД выезжает 1 млн уникальных автомобилей – каждая третья машина, передвигающаяся по дорогам Москвы.
Заторы на МКАД – это миллионы напрасно потерянных часов, километры испорченных нервов и тонны лишних вредных веществ, отравляющих атмосферу.
Тем не менее, ситуация постепенно меняется к лучшему. За последние пять лет средняя скорость движения выросла на 6% – с 48 км/ч до 51 км/ч.
И это совсем не мало, особенно с учетом того, что рост средней скорости в основном происходит за счет снижения длительности и интенсивности заторов на проблемных участках МКАД.
Еще более важно, что с 2018 г. число ДТП с пострадавшими на МКАДе уменьшилось на 20% – с 817 до 655 случаев в 2022 г. Количество погибших в ДТП снизилось на 38% – с 62 до 38 человек.
Разумеется, эти изменения происходят не сами по себе.
Понимая масштабы сложившихся проблем, мы сделали модернизацию МКАД одним из главных мероприятий транспортной программы Москвы. По объему и сложности реализованных работ МКАД может сравниться разве что с Московским скоростным диаметром.
В свое время МКАД проектировалась и строилась в расчете на движение грузовиков. Но раз уж она стала внутригородской дорогой, то пришлось принимать непопулярное, но единственно возможное решение об ограничении движения транзитных грузовых машин.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-1.jpg)
Проезд грузовиков массой более 3,5 тонн по МКАД был запрещен и днем, и ночью – за исключением транспорта, имеющего специальные пропуска. Количество проезжающих по МКАД грузовиков снизилось на 21%.
Нам говорили, что это вызовет паралич доставки грузов чуть ли не по всей стране. Но, как известно, ничего подобного и близко не произошло.
Практически с момента строительства проблемой МКАД было отсутствие разумной альтернативы. Именно поэтому еще в период работы в Правительстве России я всегда поддерживал проект строительства ЦКАД.
Когда в 2021 г. эта трасса была наконец-то достроена и открыта, туда сразу же ушло около 50 тыс. транзитных грузовиков в сутки.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-2.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-3.jpg)
Вторую альтернативу МКАДу мы строим сами. Основной участок Московского скоростного диаметра, введенный в прошлом году, «оттянул» с прилегающих участков МКАДа примерно 10-15% трафика.
Еще более заметным влияние МСД станет к концу нынешнего года, когда новый Южный участок разгрузит наиболее проблемные секторы МКАД на юге и юго-востоке.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-4.jpg)
Далее. Практически ежегодно мы реализуем на МКАД проекты по увеличению пропускной способности и повышению безопасности дорожного движения.
Установили более 130 дополнительных опор наружного освещения. В темное время суток магистраль стала светлее, что добавляет комфорта водителям и снижает риск ДТП.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-5.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-6.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-7.jpg)
Разместили 34 дорожных табло с рекомендациями и предупреждениями.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-8.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-9.jpg)
А в прошлом году на 4 участках МКАД установили новое экспериментальное интерактивное табло, на котором оперативно выводится информация об аварии впереди или дорожных работах.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-10.jpg)
Именно МКАД лидирует в Москве по плотности камер видеоаналитики (НЕ ПУТАТЬ с «обычными» камерами фиксации нарушений ПДД) – 770 умных устройств выявляют до 13 типов инцидентов. К примеру, на дороге находится человек или посторонние предметы, машина остановилась в полосе движения или случилось возгорание. Информация моментально передается в Ситуационный центр ЦОДД для принятия решения: направить Дорожный патруль или вызвать экстренные службы.
Городские дорожные службы защищают водителей от риска повторного ДТП и помогают как можно скорее переместить пострадавшие или застрявшие автомобили в безопасное место. Только в прошлом году экипажи Дорожного патруля оказали помощь на дороге более 45 тыс. раз.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-11.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-12.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-13.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-14.jpg)
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-15.jpg)
Хорошие результаты приносит переразметка проезжей части с учетом анализа реально складывающейся дорожной ситуации.
По сути, это наиболее оперативный и экономный способ увеличения пропускной способности перегруженных участков дороги. Основной резерв переразметки – небольшое сужение технических краевых полос. При этом ширина основных полос проезжей части остается неизменной.
Например, из-за перехода семи полос в пять регулярно в часы пик образовывался затор с обеих сторон МКАД в районе Лермонтовского проспекта. Путем переразметки мы расширили это «бутылочное горло», добавив дополнительную шестую полосу. Раньше этот участок пропускал 124,7 тыс. машин в сутки, теперь – на 900 больше. Вроде немного, но движение стало ощутимо быстрее, да и безопаснее.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-16.jpg)
На сегодня реализовано 12 проектов по переразметке МКАД общей протяженностью 38 км. В 2023 г. планируем сделать переразметку на участках протяженностью 15 км.
И, наконец, наиболее сложное, дорогостоящее и длительное, но в то же время самое эффективное мероприятие по улучшению движения на Московской кольцевой автомобильной дороге – реконструкция/строительство развязок с вылетными магистралями.
Программа, начатая еще в 2012 г., наконец-то близится к финишу. Из 22 включенных в нее развязок на 19 работы завершены. Еще 3 развязки полностью доделаем в 2023 - 2024 годах.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-17.jpg)
1) Развязка с Ленинградским шоссе – обеспечила беспрепятственный съезд на магистраль М-11 «Москва – Санкт-Петербург».
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-18.jpg)
2) Развязка с Волгоградским проспектом – обеспечила беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-5 «Урал», улучшила транспортную доступность микрорайона Жулебино и подмосковных городов Котельники и Люберцы.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-19.jpg)
3) Развязка с Мичуринским проспектом – улучшила транспортную доступность аэропорта «Внуково», районов Солнцево, Раменки и др.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-20.jpg)
4) Развязка с проспектом Маршала Жукова (Звенигородским шоссе) стала завершающим этапом реконструкции Звенигородского шоссе, обеспечив беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-9 «Балтия».
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-21.jpg)
5) Развязка с улицей Подольских Курсантов – обеспечила дополнительный въезд/выезд на МКАД из района Бирюлево Западное.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-22.jpg)
6) Развязка в районе улицы Молодогвардейская – обеспечила примыкание северного обхода Одинцова к МКАД, а в будущем обеспечит его связь с Северным дублером Кутузовского проспекта.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-23.jpg)
7) Бусиновская развязка – обеспечила вход в Москву скоростной автодороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург».
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-24.jpg)
8) Косинская развязка – обеспечила выезд с Северо-Восточной хорды на МКАД.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-38.jpg)
9) Развязка с Можайским шоссе – улучшила транспортную доступность ИЦ «Сколково» и г. Одинцово.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-25.jpg)
10) Развязка с Каширским шоссе – улучшила транспортную доступность аэропорта «Домодедово».
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-40.jpg)
11) Развязка с Дмитровским шоссе – улучшила транспортную доступность района Северный, технопарка «Физтех».
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-26.jpg)
12) Развязка с Профсоюзной улицей – обеспечила комфортный выезд на Калужское шоссе – главную транспортную артерию Новой Москвы.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-27.jpg)
13) Развязка с Ленинским проспектом – обеспечила комфортный выезд с Ленинского проспекта и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-28.jpg)
14) Развязка с Рязанским проспектом – улучшила выезд из Москвы в подмосковный город Люберцы и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-29.jpg)
15) Развязка с Бесединским шоссе – улучшила выезд на МКАД с Бесединского шоссе, а также транспортную доступность московских районов Марьино, Зябликово, Братеево и подмосковного села Беседы.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-30.jpg)
16) Развязка с улицей Генерала Дорохова – улучшила транспортную доступность ИЦ «Сколково», обеспечила комфортный въезд/выезд транспорта с Проспекта Генерала Дорохова на МКАД.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-31.jpg)
17) Развязка на 40 км МКАД – улучшила выезд из пос. Коммунарка на МКАД, а также транспортное обслуживание пос. Газопровод, д. Мамыри и близлежащих СНТ.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-32.jpg)
18) Развязка с Волоколамским шоссе – улучшила транспортное обслуживание северо-западных районов Москвы и подмосковного Красногорска, а также увеличила пропускную способность Волоколамского, Пятницкого и Путилковского шоссе.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-33.jpg)
19) Развязка с Осташковским шоссе – увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-34.jpg)
Продолжаются работы по реконструкции 3 развязок на МКАД:
с Алтуфьевским шоссе – увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД;
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-35.jpg)
с Липецкой улицей – обеспечит беспрепятственный выезд на федеральную трассу М-4 «Дон» и увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД;
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-36.jpg)
с улицами Верхние Поля и Капотня – обеспечит беспрепятственный выезд с Южной рокады и увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД.
![](https://cdn.sobyanin.ru/static/img/25032023-37.jpg)
Модернизация МКАД – хороший пример того, как даже самую неразрешимую проблему можно решить. Если действовать последовательно, разумно и не бояться принимать сложные решения.