Большая арктическая экспедиция московских школьников

Стать настоящим полярником в 16 лет, увидеть северное сияние, ледяные торосы моря Лаптевых и даже белого медведя – все это могут московские школьники и студенты колледжей, вступившие в Российское движение детей и молодежи «Движение первых».

С 2018 года Правительство Москвы активно поддерживает проект «Большая арктическая экспедиция» – за это время в нем успело поучаствовать более 40 тыс. человек. Квизы, конкурсы и городские квесты, лекции и встречи с бывалыми полярниками и, как кульминация, возможность отправиться в двухнедельную экспедицию на мыс Челюскин.

Буквально на днях в Москву вернулись ребята из четвертой экспедиции.

Чтобы попасть в Арктику, ребята прошли несколько этапов строжайшего отбора, испытания под силу не каждому взрослому.

Заявку на участие в полярной экспедиции подали 261 человек. Можно было записаться в лыжный отряд «Первооткрыватели», либо в научный - «Арктическая наука».

Сначала школьники прошли предварительный отбор, самой важной частью которого стал «Арктический диктант» - тест об истории освоения и природе региона, об экологических вызовах и глобальном потеплении.

80 человек, прошедших предварительный отбор, отправились на учебно-тренировочные сборы. Им предстояли испытания на выносливость, спортивную подготовку, командный дух и психологическую устойчивость, а также на навыки работы с научными данными.

«Первооткрыватели» проходили подготовку в карельской тайге. Юноши и девушки отправились в спортивный 100-километровый поход.

Будущие участники отряда «Арктическая наука» проходили сборы в Москве и Подмосковье со специалистами Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института океанологии им. П.П. Ширшова и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука.

Из 80 человек к участию в экспедиции были отобраны 14! По семь в каждый отряд.

Наконец, 12 апреля экспедиция стартовала из Москвы.

Отряд «Первооткрыватели», который возглавил почетный полярник, заслуженный мастер спорта России Матвей Шпаро, совершил лыжный переход от мыса Щербинина до мыса Челюскин по льдам моря Лаптевых, Северного Ледовитого океана и снегам Таймырского полуострова.

А в это время ребята из отряда «Арктическая наука» работали плечом к плечу с учеными-полярниками на Объединенной гидрометеорологической станции им. Е.К.Федорова.

Проект «Большая арктическая экспедиция» заражает любовью и интересом к естественным наукам тысячи московских школьников. Все больше ребят приходят в академические классы, где они углубленно изучают математику, физику, биологию, химию, знакомятся с генетикой,  биохимией и историей научных открытий.

В 2017-2018 учебном году, когда в Арктику отправлялась первая экспедиция, академические классы были открыты в 10 школах, и учились в них около 800 человек. Сегодня эту образовательную траекторию выбрали более 3 тысяч старшеклассников в 59 школах, а партнерами проекта стали 26 вузов, научных и исследовательских организаций.

Но главное, Большая Арктическая экспедиция дает возможность ребятам самим убедиться в том, что учеба – это не только зубрежка, но и увлекательные опыты, эксперименты. А ученые – люди активные, увлеченные и целеустремлённые.

Стратегическому развитию арктических территорий в стране сейчас уделяется все больше внимания. Уверен, что и среди юных москвичей немало тех, кто захочет связать свою судьбу с Арктикой.


А вот, как сами ребята рассказывают о знакомстве с Арктикой.

Алиса Балашова, ученица школы №627, участница отряда «Первооткрыватели», рассказала, как в последний день экспедиции играла в арктический футбол.

«Когда мы были в Хатанге и собирались только лететь на мыс Щербинина, только выходить на маршрут, ко мне подошел замруководителя отряда Кирилл Усанов и сказал: «Вот тебе мяч, бери с собой». Мы про него почти забыли, не трогали весь поход. И потом, спустя 150 километров, когда у нас оставалось восемь километров до метеостанции, я лежала, отдыхала на волокуше. Светит солнышко, все хорошо. Ко мне подбегает Паша Щербинин: «Алиса, Алиса, давай вставай, мяч нужен». И мы пошли играть в футбол. Сделали из лыж ворота. Играли девять человек, я следила за временем и была видеографом, Юля Кузьмичева — фотографом.

Это так удивительно: мы очень долго шли, с самого утра, вышли рано, потратили много сил, а тут — достали мяч, и все полетели играть в арктический футбол.


Алиса Балашова рассказала, что самым сложным участком маршрута для нее стало поле торосов.

«Мы вышли на поле больших торосов (нагромождение обломков льда, образованные в результате ледяного покрова), это было перед избой Папанина. Мне было физически тяжело с волокушей, а многие шли и восхищались: «Вау, уже не по ровной поверхности идем, а лезем куда-то, торосы, так круто!» А я иду и думаю: «Я сейчас лягу, и делайте все, что хотите, но я не встану». И на этой мысли мимо меня проносится Кирилл, наш замруководителя. И я думаю: «Так. Нет, не пойдет, надо идти дальше, все будет хорошо». Физически для меня это был самый тяжелый день: мы шли вверх-вниз, волокуши то тянут тебя назад, то тащат вперед, то ты просто летишь. И у тебя нет вариантов обойти поле торосов. Только через него, только вперед.

Елизавета Стрельцова, ученица школы «Олимп-Плюс», участница отряда «Арктическая наука», рассказала, что помогала другим юным исследователям брать пробы почвы и воды, работала лопатой и киркой, но ее собственное исследование было совсем другим.

«У меня было исследование, связанное с психофизиологией, — я изучала детальность зрительной памяти в условиях стресса. Выяснилось, что детальность повышается в связи с активной физической деятельностью. Когда мы выезжали куда-то, ездили на залив, ходили много пешком по снегу, мозг начинал работать активнее, запоминать новые виды снега — чтобы лучше ориентироваться в пространстве.

Идея исследования возникла случайно, еще в феврале. Стало интересно узнать, насколько детальна кратковременная зрительная память у человека. Эта область мало изучена в принципе. Я начала это исследование в Москве со своими знакомыми, а потом увидела информацию про Большую арктическую экспедицию и поняла, что исследование можно масштабировать и сделать его именно про изменения детальности —про то, как в экстремальных, стрессовых условиях в зрительной памяти может что-то измениться. Найти вот этот момент, когда у человека начинает по-особенному работать мозг. И этот момент был найден.»


Ученица школы № 962 Анжелика Кобец из научного отряда тоже поделилась впечатлениями от Арктики и рассказала о своей исследовательской работе.

«У меня был проект, связанный с исследованием воды и ее пригодностью для употребления организмом. Во время экспедиции мы во всех доступных и недоступных точках брали пробы льда, снега, в некоторых случаях даже бурили лед. И потом воду «проращивали». Это когда обогащенная органическими веществами вода заносится в органические среды, и, если в воде имеются бактерии или рачки, они должны «прорасти», выйти наружу. Наличие этих организмов говорит о непригодности воды для организма. Непригодная для употребления вода была на огромном торосе около залива Спартака. Скорее всего это связано с перенасыщением такой воды солями.

Больше всего за время экспедиции мне запомнилось, когда мы с нашими метеорологами пошли на их наблюдательную точку, взяли там пробы воды в пробирки. Вместе с водой к нам попали также медузы и рачки — и потом эти организмы мы изучали, пытались определить их вид.»

Юлия Кузьмичева из школы «Покровский квартал», участница отряда «Первооткрыватели», рассказала, как экспедиция встретила медведя.

«Самое запоминающееся – это, конечно, медведь, которого мы встретили в первый день. Мы сидели в палатке, и Кирилл, замруководителя отряда, вышел и кричит: «Медведь!». Никто сначала не поверил: мы переглянулись, удивились.

Он крикнул еще раз – тогда все выбежали посмотреть. Действительно – медведь! Буквально метрах в 20-ти от нас. Он нас вообще не боялся, с интересом смотрел. Мы сразу выпустили ракетницу в воздух. Медведь ее не испугался совершенно: оглянулся, подошел туда, где упал патрон, понюхал его. А потом развернулся и спокойно медленно ушел.

Страшно не было: у нас кроме ракетницы было ружье на всякий случай. Кроме того, стояла сигнализация вокруг палатки, так что, если бы вдруг медведь решил подойти ночью, мы бы услышали.

Я очень рада, что получилось попасть в экспедицию. Уверена, это вообще на всю жизнь останется со мной.»