Как за десять лет mos.ru изменил представление москвичей о городских услугах

Цифровизация – один из лучших способов сделать комфортнее жизнь миллионов горожан: 91% москвичей активно используют городские электронные услуги и сервисы.

Эта история началась в 2011 г., когда у москвичей появилась возможность, не выходя из дома, получать единый платежный документ, записывать ребенка в первый класс, а затем – и записываться к врачу.

В 2015 г. мы запустили обновленную версию портала Правительства Москвы — mos.ru.

Сегодня – спустя 10 лет – mos.ru является ядром цифровой экосистемы Москвы, предоставляющей более 450 различных услуг и сервисов. По количеству услуг в электронном виде ему нет равных среди городских порталов не только в России, но и в мире.

С 2015 г. количество обращений на портал увеличилось в 10 раз: с 80 млн до 852 млн запросов в год. Это примерно 100 тыс. обращений в час. А всего с 2011 г. mos.ru обработал более 5,5 млрд различных запросов в режиме 24/7.

Помимо собственно портала для получения услуг можно воспользоваться множеством удобных мобильных приложений, среди которых наиболее популярными стали «Моя Москва, «Госуслуги Москвы», «ЕМИАС.ИНФО» и, разумеется, «Московская электронная школа».

А в приложении «Мой id» москвичам доступны цифровые версии документов: полиса ОМС, СНИЛС, единого читательского билета, карты москвича, удостоверения многодетной семьи, билетов в учреждения культуры и др. 

Портал является популярной информационной платформой, где ежедневно публикуются свыше 140 новостных материалов о Москве. Материалы структурированы по районам, благодаря чему читатель видит информацию, актуальную именно для него.

В этом году на портале появился медиабанк «Мосфото» - обширная коллекция роликов и фотографий, которая знакомит с разными сферами жизни столицы – от транспорта и образования до моды и фестивалей.

Мos.ru – крупнейшая справочная система, в которой содержится актуальная информация о более чем 13,2 тыс. учреждений и организаций столицы. 

А раздел «Помощь» стал для горожан удобным навигатором по основным жизненным ситуациям большого города — от вызова мастера по ремонту до оформления документов и поиска контактов городских служб. Здесь собрано более 430 инструкций по ключевым вопросам. Работает чат поддержки, есть форма обратной связи и контакты городских служб и ведомств Москвы, а также единой справочной службы.

Портал стал единой точкой доступа к крупнейшим городским программам и проектам. Таким, как программа реновации, «Московская электронная школа», «Активный гражданин», «Московское долголетие», «Электронный дом», «Московские ярмарки» и многие другие.

А еще это удобная и надежная платежная площадка, где можно в любое время оплатить счета за коммунальные услуги, пополнить карту «Тройка» или парковочный счет, оплатить штрафы.

Mos.ru постоянно развивается. За последние годы на портале появилось множество оригинальных и популярных сервисов.

Прорывной новинкой года стал сервис «Мосбилет», благодаря которому без наценок, сервисных сборов и переплат жители могут приобрести билеты в театры, музеи и на другие мероприятия. С момента запуска сервис посетили 6,5 млн уникальных пользователей.

«Наша свадьба» помогает молодоженам выбрать место для свадебного торжества и забронировать желаемую дату. С момента запуска к ресурсу обратились около 1,1 млн раз.

Благодаря онлайн-регистрации в реестре «Социальное такси» пассажирам с инвалидностью стало проще заказывать специальный транспорт. В 2025 г. по индивидуальным заявкам совершено уже около 70 тыс. поездок.

С помощью электронной подачи заявлений учащиеся 9-10-х классов могут принять участие в программе «Профессиональное обучение без границ» и освоить первую профессию параллельно с обучением в школе. Этой возможностью уже воспользовались более 46,6 тыс. ребят.

Суперраздел «Москва – детям» объединяет множество услуг, сервисов, инструкций и полезных материалов, которые предлагает столица для счастливого детства ребенка.

Ребята могут найти новые увлечения, познакомиться с городскими проектами, зарегистрироваться на интересное мероприятие, подготовиться к экзаменам и многое другое.

Родители — прочитать полезные статьи, оформить полис ОМС, получить доступ к электронной медкарте, записать ребенка в детский сад, школу или спортивную секцию.

Среди «старожилов» mos.ru – благотворительный сервис. С октября 2020 г. москвичи пожертвовали с его помощью более 255 млн рублей.

Средства идут на поддержку тяжелобольных детей и взрослых, людей с особенностями здоровья, малоимущих и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ветеранов и участников боевых действий.

Ощутимую помощь получают программы защиты бездомных животных, экологические и другие социально значимые инициативы.

В общей сложности благотворительный сервис помогает поддержать программы 101 некоммерческой организации и благотворительного фонда.

Портал mos.ru помогает не только горожанам, но и бизнесу. Сегодня на нем зарегистрировано более 527 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В этом году стала доступна новая услуга по упрощенному размещению летнего кафе. В нынешнем сезоне москвичи могли воспользоваться одной из более чем 5 тыс. веранд. Свыше 900 из них были внесены в схему по упрощенному порядку.

Всесезонный раздел «Время возможностей для бизнеса» — единое окно для партнеров проектов «Зима в Москве» и «Лето в Москве». Достаточно заполнить одну заявку, чтобы получить доступ к этим инициативам столицы. Компании могут планировать участие в городских проектах системно и заранее.

За десять лет платформа mos.ru из обычного информационного портала превратилась в универсальную цифровую платформу, которая изменила представление москвичей о взаимодействии с городом.

Спасибо команде портала mos.ru, чьи профессионализм, преданность делу и инновационные решения сделали возможным этот грандиозный прорыв в цифровизации городской среды.

Постоянное обновление сервисов, появление новых возможностей и внимание к потребностям горожан гарантируют, что mos.ru и дальше будет оставаться лидером в сфере электронных городских услуг, задавая новые стандарты качества для всего мира.