Московское образование. Стратегия-2025

В своем послании Президент Владимир Путин вновь напомнил об огромной роли учителя, о поддержке детских талантов и важности правильного выбора будущей профессии в судьбе каждого ученика.

Это ключевые задачи системы образования на все времена. Решая их, московские школы прошли большой путь структурных, финансовых преобразований, изменений материальной базы, стандартов и мотивации работы педагогов.

Главный результат — хорошее образование теперь можно получить не только в десятке топовых и престижных гимназий, но и в сотнях обычных средних школ Москвы.

Качество знаний выпускников по всем параметрам стало в 2 раза лучше, чем было на старте в 2010 году. Это подтверждают и результаты ЕГЭ, и олимпиады, и международные исследования.

Тем не менее, жизнь не стоит на месте. Появляются новые вызовы, открываются новые возможности. И наши московские школы должны быть готовы к ним.

Неслучайно директора школ несколько раз задавали мне вопрос о стратегии развития образования.

Что будем делать в школах? Куда хотим прийти, например, в 2025 году?

Это — не какие-то абстрактные вопросы о будущем. Будущее уже пришло. Сейчас оно учится в начальной школе или ходит в детский сад.

Поэтому разговор о стратегии — это, по большому счету, и разговор о сегодняшнем дне.

Первые идеи

На круглом столе с участием директоров школ уже прозвучало несколько интересных идей.

Поставить амбициозную цель. Сегодня московские школы входят в десятку лучших школ мира. Значит завтра мы должны стремиться войти в первую тройку.

Начать с поддержки учителей. Освободить педагогов от прохождения аттестации, многочасовой проверки тетрадок и прочей рутины. Помочь им освоить новые роли наставников и путеводителей детей по безбрежному морю образовательных возможностей, которые предлагает современный город. И, разумеется, достойно оплачивать учительский труд.

Внедрить систему ПОТОК — персональных образовательных траекторий. Сделать учебные планы гибче, дать возможность ученикам изучать интересующие их предметы не только в своем классе, но и в соседней школе, технопарке или, например, в спортзале. Главное — не где, а чему учиться и у кого учиться.

За ПОТОКом неизбежно последует РОСТ — распределенное оценивание в системе талантов. Каждое достижение в профессиональной подготовке, на олимпиадах, в кружках и спорте будет складываться в «копилку» — итоговое портфолио выпускника.

Впрочем, не будем забегать вперед, это пока лишь идеи.

Главное сейчас — правильно организовать работу над стратегией.

Как будем готовить документ?

Есть простой способ загубить хорошее дело — поручить его чиновникам и экспертам. Они напишут блестящую, но изначально мертворожденную бумагу.

Важно, чтобы в этой работе участвовали, прежде всего, те, кому все это воплощать в жизнь.

Поэтому я попросил инициативную группу директоров школ разработать первый набросок стратегии развития образования.

Затем мы опубликуем его, чтобы каждый педагог и родитель могли обсудить стратегию и высказать свои предложения. Необходимо максимально широкое обсуждение, дискуссия, проведение массового масштабного краудсорсинга — поиска и отбора самых интересных и реализуемых идей.

Важен даже не сам конечный документ — важно создание постоянного механизма поиска идей, актуальных задач и путей их решения в московском образовании.

Стратегия должна быть не застывшим документом, а механизмом мониторинга общественного запроса и поиска ответов на вызовы стремительно меняющегося мира.

Образование — фундаментальная основа развития Москвы. И для меня очень важно, что думает о будущем школьного образования всё городское сообщество, все неравнодушные москвичи.